Работы привалило! Как организована зимняя уборка в Новополоцке
Зима, которая, видимо, ждала своего официального календарного начала, уверенно заявила о приходе. И пока дети радовались первому снегу и устраивали игры в снежки, а блогеры массово выкладывали в интернет классические зарисовки, у работников участка по санитарной уборке города коммунального унитарного предприятия «Новополоцкая спецавтобаза» начался особый зимний режим. О том, как подготовились к нему, рассказывает Елена Испенкова, начальник участка.
– Елена Станиславовна, как организована сейчас работа по уборке в городе?
– Мы перешли на круглосуточный режим в две смены. С 9 до 21 часа и с 21 до 9 часов. В смену выводим 7 единиц техники, из них 3 пескоразбрасывателя, 2 трактора. Но если погодные условия совсем ухудшатся, то готовы усилить смену.
– Семь машин на город – это немного. Справляетесь?
– Да, мы укладываемся в нормативы по уборке. Обычно за 3-4 часа проводим все необходимое в одном районе, затем техника перемещается в другой. Кроме этого задействованы и люди: чистим снег и посыпаем песком там, где техника не пройдет – остановочные пункты, пешеходные переходы, парковочные карманы…
– Елена Станиславовна, погода долго «баловала» коммунальные службы в этом году. Использовали это время для подготовки?
– На самом деле к приходу зимы мы готовимся всегда заранее. В первую очередь это касается техники. Закуплены также противогололедные смеси. Первый раз обработку ими проводили уже в конце октября. Но в этом году, действительно, эти периоды были короткими – все быстро таяло.
– А сколько Новополоцку нужно противогололедных веществ на сезон?
– В зависимости от вида – разное количество. Мы используем два вида соли и песок. Недостатка нет: часть пескосмеси осталась еще с прошлого года. На этот сезон уже закуплена большая часть запланированных объемов.
Обычно заготавливаем 1,5 тысячи тонн соли марки «А», которая используется в чистом виде. Ею посыпают центральные улицы. Из соли марки «Б» и песка готовится смесь 1:3. Для этих целей закупаем 1 и 3 тысячи тонн соответственно. И еще около 500 тонн чистого песка – для посыпки тротуаров. Хранятся эти ингредиенты на пескобазе.
– Если говорить военным языком, что стоит «на вооружении»?
– Всего в нашем распоряжении 31 единица специальной техники. Это 5 пескоразрабывателей, три из которых комбинированные – могут и посыпать, и подметать, и сгребать. Под эти же функции, кроме посыпки, на зиму переоборудуются 2 поливомоечные машины. Для чистки дорог и проездов используются два грейдера. Один помассивнее, второй – более верткий и быстроходный. Его задействуем на узких улицах вроде Дзержинского или Школьной, в «финском» поселке и в Боровухе, а также в деревнях Шнитки, Подкастельцы.
Круглый год эксплуатируются 7 тракторов, которые тоже могут сгребать и подметать. Два из них, небольших, купили пару лет назад и сумели почти везде, где возможно, заменить ручную уборку на механизированную. Кроме этого, зимой при уборке снега не обойтись без погрузчиков. У нас их шесть. Обычно в смену задействуем три. Один, с транспортерной лентой и лопатками, незаменим при уборке прилотковой части дорог. Остальная машины – это самосвалы от 8 до 20 тонн.
Техника в основном уже немолодая. Конечно, хотелось бы более активного обновления автопарка. Но пока, благодаря качественным ремонтам, все, что стоит, как вы сказали, на вооружении, работает исправно. Ну, и людей обеспечиваем инструментом: к сезону закупили снеговые лопаты, ледорубы, метлы.
– А сколько людей трудятся на уборке?
– В штате участка 6 мастеров, 12 грузчиков и около 80 уборщиков территорий. Плюс в зимний сезон к нам добавляются озеленители тоже с функциями уборщиков. Это еще около 15 человек. Водители техники – 30 человек – номинально относятся к другому подразделению – автотракторной колонне, но работаем на уборке всегда вместе. В общем, около 150 человек. Не одномоментно, конечно – так как трудятся по 12 часов. Обычно при нормальных погодных условиях одномоментно уборщиков на смене до 60 человек.
Для такого города, как наш, нагрузки хватает всем. Мы обслуживаем около 300 объектов в Новополоцке и в близлежащих населенных пунктах. Протяженность дорог – около 126 км, а общая площадь дорог и тротуаров – около 136 га. Несмотря на то, что цифры эти год от года растут, а штат почти не меняется, наша организация лидирует в Беларуси по уборке, содержанию и благоустройству – в подтверждение этому дипломы и премии. К концу года, надеемся, добавится еще одна.
– Наверняка приятно, что ваш труд ценят. Но все ли? Как относятся горожане к вашей работе?
– Знаете, я работаю в спецавтобазе уже 20 лет и могу сказать, что за последние годы город стал чище не только потому, что мы хорошо работаем, но и потому что люди стали аккуратнее, меньше мусорят. Конечно, бывает, что молодежь нашкодит: перевернут урну, сломают скамейку или остановочный павильон повредят. Стараемся восстановить всё как можно быстрее. А нередко с помощью правоохранительных органов находим хулиганов. Вот совсем недавно молодой человек компенсировал ущерб, нанесенный остановке на Калинина.
Но, в общем, к нашей работе относятся с пониманием и благодарностью. Иногда бы еще чуть больше внимательности. Вот сейчас на тротуары выводятся пескоразбрасыватели и участились случаи, когда водителю приходится останавливаться, выходить из машины, чтобы впереди идущего человека попросить освободить проезд – в наушниках не слышат даже сигналов машины.
– Делать прогнозы погоды сегодня – неблагодарное дело. Но вы на что рассчитываете в ближайший месяц?
– Сложно сказать. Прогноз погоды с сентября по апрель не выпускаю из рук. Потому что меняется все, бывает, за часы. Только подмел – иди за лопатой. В прошлом январе, например, у меня не было почти ни одного выходного: в будни осадков было мало, а в субботу и воскресенье, как специально, снегопады усиливались, нужно было дополнительно выводить людей и технику. Но к любым неожиданностям мы готовы. Конечно, одномоментно весь город очистить от выпавшего за час снега невозможно, поэтому сначала стараемся сделать так, чтобы жители смогли добраться до работы. Заявки принимаем, когда звонят нашему диспетчеру, если где-то ситуация особенно сложная, а мы туда не доехали еще, но в любом случае надеемся на понимание. А то, что в наших силах – всегда сделаем.
Олеся УСОВСКАЯ, фото автора