Архиепископ Феодосий: «Христианство – это уникальная религия, уникальная вера, которая дает нам и силу, и мудрость, и инстинкт самосохранения во имя спасения души»
Согласно церковному календарю 15 февраля в Православной Церкви двунадесятый праздник Сретение Господне. В календаре на эту дату выпадает также и День православной молодежи. В нашем обществе существуют разные объединения по интересам. В данном случае поговорим об объединяющей силе духовности. На нашей встрече с почетным настоятелем прихода храма иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» г.Новополоцка архиепископом Феодосием разговор идет о жизни молодежи со Христом. Владыка рассуждает о том, как вера в Бога влияет на сознательность личности, почему следует жить по Божиим заповедям и как их соблюдение может отражаться на общественных интересах в целом.
? Владыка, существует ли связь между двумя праздниками?
– Ежегодно 15 февраля мы вспоминаем о великом евангельском событии. Будучи в младенческом состоянии, Господь Иисус Христос встретился с Симеоном Богоприимцем. Праведнику было обещано увидеть грядущего Спасителя, приход которого в мир чаяло все человечество. Их встреча символизирует встречу Ветхого и Нового Заветов и окончание ветхозаветной эпохи, потому что с рождением Христа начался отсчет новой эры в истории мира. Таким образом, в самом празднике Сретения Господня заложена глубочайшая символика преемственности бытия рода человеческого.
Высокая идея этого праздника заключается в том, чтобы молодое поколение ощутило себя преемником христианского образа жизни и мышления по заповедям Божиим, великого духовного опыта Церкви. И стремилось не только воплощать все лучшее из святоотеческого наследия предшествующих поколений, но и само приносило весомые духовные плоды на ниве добра, милосердия и спасения душ человеческих.
Жизнь человека кратковременна. Молодые люди должны понимать, что на земле мы гости, поэтому у предыдущих поколений должны взять лучшее и приумножить его. Примеров нам оставлено множество. Это и подвиги защитников Отечества, и доблестный труд во благо своего народа, своей страны, и вклад в развитие науки.
? При каждом приходе есть содружество или сообщество православной молодежи. Чем жизнь этих молодых людей отличается от жизни невоцерковленных?
– Главное, что человек обретает в Церкви Божественную благодать и понимание силы учения Господа нашего Иисуса Христа. Церковь является проводником Божественного учения. Господь дал человеку все для нормальной духовной и телесной жизни. Святые отцы привнесли в Церковь огромный личный опыт. Один из них говорил, что в Церковь, как в сокровищницу, вложено все необходимое для нормального, доброго, созидательного развития человечества. Вот что такое Церковь.
Когда мы говорим о воцерковлении личности или группы людей, мы понимаем, что, входя в жизнь Церкви, они приобщаются к ее высокому духовному опыту. Следует помнить, что человек – духовное и телесное существо. Вне Церкви полноценное духовное бытие невозможно. Мы не посягаем на внешнюю жизнь человека, он волен распоряжаться ею в силу свободы выбора, данного ему Богом. Но в отношении духовной жизни вне Церкви человек находится в ущербном состоянии. Без живительных токов Божественной благодати и силы, без приобщения к Церкви душа может погибнуть духовно. Телесная жизнь при этом может быть полноценной, полнокровной, но не одухотворенной. Говоря о воцерковлении, имеем в виду приобщение к силе Божией, к нормам христианской морали.
Главный смысл воцерковления, в том числе и для молодого человека, – это жизнь по заповедям Божиим, по правилам и церковным обычаям, которые необходимы и для души, и для тела.
Заповеди – это важнейшие регуляторы общественной жизни. Регуляторы! Они устраивают жизнь человека с максимальной пользой для личности, для семьи и для общества. Соблюдая их, мы живем по совести. Чем ревностнее мы будем их исполнять, поститься, молиться, тем больше мы соберем духовных плодов добра, милосердия и для земной жизни, и для жизни вечной.
? Нужно ли молодым людям говорить о вере и о Боге?
– Более ста лет назад этот вопрос звучал бы странно. Атеистами были единицы. Люди были глубоко верующими. Но сегодня, как сказал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, происходит вытеснение Бога из нашей жизни. Поэтому вопрос можно назвать современным и актуальным.
Путь человека к преступлению начинается с пустой души: Бога нет – все дозволено. Он никогда не слышал о Боге. Он не знал Бога. Но душа пустой не бывает. Она должна быть чем-то заполненной. Если она не заполняется верой, учением о добре, о милосердии, о созидании, она обязательно подвергнется нашествию зла. Все опустошается, ломается, и, уходя от Бога, внутренний мир человека обращается в жалкое и страшное состояние.
Необходимо ли говорить о Боге? Да, необходимо. Если мы не будем вразумлять людей, говорить о вере, о светлом и чистом в жизни и человеческих отношениях, то эту нишу, эту пустоту, этот сосуд, который изначально должен быть заполненным Богом и благодатью, наполнится смрадом ада.
Некоторые считают, что можно жить без Бога, можно жить без Божиих заповедей. Но давайте посмотрим на трагические факты современности, как изменилось за сто лет мышление человечества. Появились новые преступления, не поддающиеся пониманию с точки зрения человеческой логики. Примеров множество. Вот некоторые из них: трагедия в Крыму, массовое убийство людей в Керчи и гибель самого преступника. Вскоре – подобное преступление в Сан-Франциско. Расстояние между городами исчисляется десятками тысяч километров. Убил других и последнюю пулю оставил для себя. Месть, хулиганство, стремление к наживе, ограбление – прослеживается преступная мотивация, но при этом самым дорогим для преступника была его собственная жизнь. Других он готов уложить десятками, а у самого – стремление жить. Теперь вернемся к приведенным выше примерам: забрал десятки жизней – и себе пулю. Здесь нет человеческой логики, кроме сатанинской. Можно вспомнить трагедию в Минске, когда несколько лет назад молодой человек пошел резать живых людей. Перепутал лес с торговым домом.
Кто совершил эти преступления? Верующий человек? Нет. Верующий знает заповеди Божии, знает о бессмертии души, о действии духовного закона. Христианство – это уникальная религия, уникальная вера, которая дает нам и силу, и мудрость, и инстинкт самосохранения во имя спасения души.
? Сегодня в жизни много соблазнов. Как на них не обращать внимания, как их преодолеть, к чему следует стремиться молодым людям?
– У святых отцов есть высказывание: Адам согрешил в раю. Какие были соблазны у Адама? Никаких. Мы понимаем, что была воля, но он согрешил. При этом соблазн был от искусителя. А Иов праведный прославил Бога своим смирением и терпением. Один при великих искушениях остался верен Богу, а другой без искушений пал. Дело не в соблазнах, а в нашем произволении, в силе воли.
Вспоминаю Героя Советского Союза Стефана Пашкевича. Он скончался в возрасте 92 лет. Прошел Великую Отечественную войну. Один из немногих, кто уцелел при форсировании Днепра, проявил героизм и был удостоен высокой награды. Как-то в разговоре я спросил, как он относится к Богу. Он ответил, что на фронте атеистов не было, что все солдаты в атаку шли с Богом в сердце и с надеждой на Него. Сравнивая со своей молодостью, этот герой говорил о современной молодежи, как о «золотой» в лучшем смысле этого слова. Он считал, что в огромном шквале соблазнов и негатива, искушений и лживых идей, она, используя свое право выбора, по своей воле стремится к добру.
Молодой человек, прежде всего, должен воспитывать в себе характер. Обучение – это очень хорошо, знания – это благо. Но прежде необходимо сформировать характер гражданина страны. В христианском мышлении присутствуют вера в Бога, дух милосердия, дух созидания, дух взаимопомощи, дух взаимовыручки, дух «братского локтя». Не одно поколение воспиталось на этих добродетелях. Молодежи следует обратиться к мудрости святых угодников, славянских полководцев, белорусских писателей, поэтов.
В любой жизненной ситуации выбора, зная о привлекательности возможных соблазнов, мы должны первоначально класть на чашу весов мысль о своей вере, о своей культуре, о своей стране. Если это будем делать с большим вниманием и ответственностью, то обязательно чаша весов склонится в сторону созидания и укрепления нашего общества и белорусского государства.
Беседовала Лариса СТЁПКИНА, фото автора
Вам будет интересно: