О творческой судьбе известной новополоцкой художницы Натальи Каржицкой
Учитель ГУО «Детская художественная школа имени И.Ф.Хруцкого г.Новополоцка» Наталья Каржицкая в культурной среде фигура довольно известная. Не обойтись без штампов в перечислении ее регалий: живописец, педагог, подвижник, один из основателей художественной галереи Национального Полоцкого историко-культурного музея-заповедника, идейный вдохновитель придания новополоцкой ДХШ имени известного белорусского художника Ивана Хруцкого и проведения Межгосударственного пленэра-конкурса юных художников «Палитра Придвинья», посвященного Ивану Фомичу. Ее заслуги на ниве искусства не раз отмечали на республиканском, областном и городском уровнях. В минувшем году Наталья Николаевна была награждена Почетной грамотой Министерства культуры Республики Беларусь «За многолетний добросовестный труд и значительный личный вклад в эстетическое и духовное воспитание подрастающего поколения», а также стала обладателем Новополоцкой городской премии за высокие творческие достижения в сфере культуры и искусства «Признание» в номинации «Творческая личность». Ее картины не единожды представляли наш город на ведущих арт-площадках Беларуси, России, Польши. Учащиеся педагога ежегодно становятся лауреатами различных творческих конкурсов, выпускники – студентами ведущих вузов страны.
А еще сегодняшнюю гостью проекта «Особа» определяет постоянное стремление к новому и безграничная любовь к искусству.
? Наталья Николаевна, вы из тех людей, которые никогда не стоят на месте. Будучи выпускницей Витебского государственного университета им.П.М.Машерова и Белорусского государственного института проблем культуры, получили диплом Санкт-Петербургской академии художеств. Вы – постоянный участник пленэров, совместных выставок как в нашей стране, так и за рубежом. Неустанное самосовершенствование для вас норма или необходимость?
– Я за профессионализм в своем деле. Знания дают внутреннюю свободу, расширяют горизонты. Подстегивают создавать новое. Мне очень нравится работать в разных художественных техниках и изобретать свои. Люблю абстракцию, цвет. Живопись – моя любовь. В процессе написания картины я чувствую исцеляющую силу искусства.
? Во многом благодаря вашей инициативе и стараниям Новополоцкая ДХШ стала именоваться в честь выдающегося белорусского художника Ивана Хруцкого. Откуда такая любовь к этому живописцу?
– В 90е годы мне довелось познакомиться с Юрием Орловым, племянником прапраправнучки Хруцкого Ядвиги Матиевской. Я тогда работала над созданием выставочной концепции Полоцкой художественной галереи, одним из блоков которой была «Живопись XIX века». Хруцкий занимал в ней центральное место. Так как у меня был предметный интерес, я много ездила и общалась с потомками Ивана Фомича. Была проделана большая работа, потрачено много сил, времени. Я действительно прониклась большим уважением к творческому наследию нашего земляка. Это не могло не повлиять на мою судьбу. Поэтому когда перешла работать в Новополоцкую художественную школу, предложила тогдашнему ее руководству идею с присвоением учреждению имени Хруцкого. В 2009 году мы организовали и провели первый детский пленер. Впоследствии конкурс стал набирать популярность, а его география расширяться.
Положительным моментом стало и то, что 2010-й ЮНЕСКО объявило Годом Хруцкого. Правда, носить имя нашего земляка стремилось несколько художественных школ Витебской области. Однако у нас к тому времени уже были реальные дела в этом направлении, создавалась музейная экспозиция, посвященная белорусскому мастеру натюрморта.
? Сегодня Межгосударственный пленэр-конкурс юных художников «Палитра Придвинья», посвященный Ивану Фомичу, – это один из брендовых культурных проектов Новополоцка. В чем, на ваш взгляд, его ценность и важность для подрастающего поколения?
– Пленэр – это всегда развитие. Креативные идеи. Культурный взаимообмен. Дети узнают новые художественные практики. Особенно отлична манера живописного письма латвийских и сербских юных художников. У них другое мировоззрение. Наши учащиеся это видят и стремятся перенять. Пленэры способствуют творческому подъему не только учеников, но и преподавателей.
? А что такое творчество в вашем понимании?
– Этим вопросом я постоянно задавалась еще во время учебы. Но, как ни странно, никто не мог на него ответить… На мой взгляд, творчество – это возможность человека создать свой мир, в котором он чувствует себя счастливым. Это своеобразная терапия для души.
? Вот мы и подошли еще к одной интересной сфере вашей педагогической практики. Два года назад в ДХШ им.И.Ф.Хруцкого начала работать студия арт-терапии. Вы прошли двухгодичные обучающие курсы и сегодня успешно работаете в этом направлении. Расскажите, что оно дает учащимся?
– Занятия в студии содействуют формированию позитивного мышления. Помогают раскрыть потенциал ребенка. Элементы арт-терапии хорошо работают на практике. Когда дети не знают, что нарисовать и как, я предлагаю им написать небольшие сочинения на тему будущих картин или вместе разыграть спектакль с использованием театральных кукол. Так учащиеся загораются предметом изображения и начинают более осознанно подходить к своей работе.
? Среди ваших учеников много победителей творческих конкурсов. Однако не все дети остаются преданными изобразительному искусству. Не обидно, когда талантливые выпускники поступают не на художественную специальность?
– Я всегда радуюсь успехам своих учеников. Не важно, какую профессию они выберут в будущем, искусство останется в них навсегда. Оно затрагивает тонкие струны человеческой души, которые ничем другим не заменишь, и помогает развитию гармоничной личности.
Нелли РАДЬКО