Бесплатное онлайн-образование в Новополоцке. Продолжится ли в ПГУ проекте BELL?
В Полоцком госуниверситете завершил обучение первый поток слушателей проекта программы ЭРАЗМУС+ «Совершенствование непрерывного образования в Республике Беларусь (BELL)». Особенность курсов в том, что они проходили онлайн, длились четыре месяца и присоединиться к ним мог любой желающий, причем абсолютно бесплатно. Что осваивали «первопроходцы» и когда стартует второй набор, «НС» узнавала у координатора проекта в Новополоцке – декана финансово-экономического факультета ПГУ Ирины Поздняковой.
Суть BELL
В проекте BELL участвуют 10 организаций-партнеров, которые подписали соглашение о взаимодействии, рассказала Ирина Позднякова. Это четыре европейских вуза, представляющих Латвию, Испанию, Швецию, Великобританию, и шесть региональных белорусских университетов, в их числе и ПГУ. Усилия сторон направлены на достижение трех целей. Расширение международного сотрудничества и углубление интеграции между вузами одной страны. Развитие и совершенствование непрерывного образования с эффективным использованием IT-технологий, в особенности в регионах. Предоставление людям, желающим учиться в удобном месте и в удобное время, таких возможностей.
Подготовка
До запуска проекта белорусские участники BELL разработали единую учебную программу и учебно-методические материалы по пяти направлениям: английский язык (средний уровень), информационная безопасность, правовая грамотность, предпринимательство и финансовая грамотность, энерго- и ресурсосбережение в быту. За каждым закрепили преподавателей. Для занятий была выбрана образовательная платформа MOODLE. После набора слушателей состоялась организационная встреча – единственная в офлайн-режиме. А дальше началась учеба.
Курсы в ПГУ
На первый поток в ПГУ записалось порядка 130 человек. В среднем на каждом курсе собралось от 20 до 30 слушателей. Наиболее востребованным оказался английский язык. Вторым по популярности было направление «Предпринимательство и финансовая грамотность». Отдельные горожане записались одновременно на два курса, вот только дойти до конца сумели лишь самые замотивированные.
Обучение проходило на платформе MOODLE. Материал, поделенный на тематические модули, включал в себя видеоролики, ознакомительные материалы и статьи, домашние задания. В каком темпе и когда осваивать темы, слушатель решал сам. Если возникали трудности, что-то вызывало непонимание, на помощь приходил преподаватель – куратор курса. Чтобы перейти к изучению следующего модуля, слушателю необходимо было сдать тест или выполнить практическое задание по предыдущему.
Те, кто успешно завершил обучение, сегодня получают сертификаты. Это материальное подтверждение того, что человек самообразовался по конкретному направлению. Для выпускника проекта BELL документ станет хорошим дополнением к портфолио, а для некоторых работодателей – стимулом поощрить мотивированного сотрудника.
Новый набор на курсы планируется организовать в начале сентября. А пока преподаватели и координатор проекта дорабатывают учебные материалы с учетом пожеланий европейских экспертов, которые проводили оценку реализации образовательной инициативы в ПГУ, а также с оглядкой на мнения слушателей первого потока. Содержание и структура курсов существенно не изменятся, усовершенствования коснутся организации образовательного процесса. За новостями проекта можно следить на сайте belliln.by/ru/, здесь же будет открыта регистрация.
«Уже к середине обучения слушатели курсов начали сходить с дистанции. Финальный тест сдавали чуть больше 70 человек – с каждого курса приблизительно по 15 слушателей. И это нормально, – прокомментировала Ирина Позднякова. – Ведь учеба онлайн предполагает в основном самостоятельную работу. Кто-то не смог грамотно распланировать свое время, тем более что на курсы записалось много работающих горожан. Кому-то не понравилось содержание обучения. Кто-то не рассчитал свои силы, хотя мы старались делать уроки доступными. Причины разные. Свою роль сыграло и то, что курсы проводились бесплатно. Пока не все готовы ценить информацию, за которую не нужно платить».
Анна ОБОДОВА, фото автора