Как соблюдают законодательство контролирующие и надзорные органы Витебской области
За 2019 год в Витебской области органы, регулирующие контрольную (надзорную) деятельность, провели 1148 проверок (847 выборочных и 301 внеплановую). Правом проведения проверок воспользовались территориальные подразделения 19 государственных органов (из 25 уполномоченных). На коллегии Комитета Госконтроля Витебской области рассмотрели, как уполномоченные органы соблюдали законодательство, регулирующее контрольную (надзорную) деятельность. За допущенные нарушения к дисциплинарной или материальной ответственности привлечены 46 должностных лиц.
Коллегией Комитета области отмечено, что после вступления в силу с 01 января 2018 Указа Президента Республики Беларусь от 16 октября 2017 №376 значительно уменьшилась проверочная нагрузка на субъекты области. В целом контролирующими и надзорными органами области приняты определенные меры по организации контрольной (надзорной) деятельности в соответствии с требованиями законодательства в новых условиях работы, повышению эффективности и усилению ее профилактической направленности.
Вместе с тем Комитетом области выявлен ряд нарушений и недостатков при планировании, организации и проведении контрольных (надзорных) мероприятий, оформлении их результатов.
Так, проведенная отдельными органами работа по планированию в 2019 году выборочных проверок не обеспечила в полном объеме надлежащий отбор высокорисковых субъектов: отбор субъектов для включения в план производился исходя из критически минимального количества критериев (например, при 13 утвержденных критериях применялось для расчетов 1-2), что ставило под сомнение соблюдение принципа отбора.
В ряде случаев не были соблюдены установленные требования при формировании и исполнении плана выборочных проверок. Допущен факт непроведения запланированной проверки субъекта Ушачского района, что привело к невозможности изучения у данного субъекта вопросов соблюдения пожарной безопасности в плановом порядке, так как исходя из требований законодательства следующая выборочная проверка субъекта, не проведенная в соответствии с планом и не исключенная в установленном порядке, может быть запланирована как данным контролирующим (надзорным) органом, так и его вышестоящим органом только по истечении 3 календарных лет (после 2022 года).
При минимальном количестве проводимых проверок отдельными органами допускались нарушения требований Указа Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 №510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности» при их организации и оформлении результатов. Не всегда при составлении актов проверок указывались обязательные сведения: акты законодательства, требования которых нарушены, и предусмотренная ответственность за такие нарушения, должности, фамилии и инициалы лиц, действия (бездействие) которых повлекли нарушения законодательства, период работы руководителя проверяемого субъекта в занимаемой должности в проверяемом периоде, кем и когда были проведены предыдущие проверки за проверяемый период по тем же вопросам, по которым проведена проверка, реквизиты расчетных счетов, местонахождение проверяемого субъекта, учетный номер плательщика и др.
Одной из основных форм государственного контроля отдельных уполномоченных органов стало проведение мониторингов. При этом ряд мониторингов проводился с нарушением требований Указа №510: изучались документы, связанные с деятельностью субъектов, брались копии документов и объяснения от представителя субъекта и др., что допускается только при проведении проверок.
На фоне незначительного количества проводимых проверок отдельными контролирующими и надзорными органами допускались в нарушение требований Указа №510 факты необоснованных выходов к субъектам и проведения мероприятий, не относящихся ни к одной из утвержденных форм контроля.
Отдельные органы не применяли предусмотренные законодательством формы государственного контроля или не активно их использовали (в течение года вообще не проводили проверки или мониторинги в подконтрольных сферах).
Допускались факты несвоевременного внесения в интегрированную автоматизированную систему контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь сведений о проведенных проверках и их результатах, а также нарушения порядка внесения сведений в книги учета проверок субъектов (не заполнялись предусмотренные графы или вносились сведения о мероприятиях, не являющихся проверками).
Коллегией Комитета области поручено уполномоченным органам области выработать меры по исключению нарушений, выявленных Комитетом области, и обеспечить безусловное соблюдение требований законодательства при выполнении возложенных функций государственного контроля и надзора.
Фото на миниатюре из открытых источников интернета носит иллюстративный характер