Нарушение ПДД пешеходами, превышение скорости, погоня за лихачами – как дорожно-патрульная служба заботится о безопасности на новополоцких дорогах
Служба Государственной автоинспекции несколько десятилетий назад и сегодня отличается техническим оснащением, условиями работы. На смену ручным измерителям скорости движения пришли автоматические. Изменился автопарк ГАИ. Свой колорит и новый подход в поиске информации привнес интернет. Неизменным как вчера, так и сегодня остается человеческая жизнь. Условия безопасности на автодорогах нашего города контролирует дорожно-патрульная служба Новополоцкого ГОВД.
Александр Бутор работает на дороге Новополоцка
Риски ДПС и безопасность на дороге
Правонарушитель убегает – милиционер догоняет. Сложно погоню кинокартины представить в реальной жизни. Одно дело эпизод кино, а другое – профессиональный риск, угроза безопасности жизни водителя, правоохранителя, окружающих людей.
В декабре прошлого года человек проигнорировал требование инспектора дорожно-патрульной службы остановиться. В Новополоцке завязалась погоня. Задержание произошло в Шумиленском районе. Скорость движения по Витебской трассе составила 200 км/ч. «Человек адекватный оказался. Когда пришел на рассмотрение дела, вину признал. Сказал, что «бес попутал», не знал, что делает. В момент задержания был пьяный. На него составили протоколы за нахождение в состоянии алкогольного опьянения, за то, что не остановился по требованию сотрудников ГАИ, и это повлекло преследование, за неоднократное предоставление преимущества автомобилю ГАИ специального назначения. Тогда зафиксировали и другие менее значительные нарушения», – рассказывает командир взвода ДПС отдела ГАИ Новополоцкого ГОВД Денис Лаврентьев.
Как показывает практика, 50-60% людей в состоянии алкогольного опьянения отказываются остановиться по требованию сотрудника ГАИ, в результате происходит погоня. Инспекторы ДПС задерживают не только пьяных лихачей и бесправных водителей, но и выявляют грубые нарушения закона, например, непропуски пешеходов. В круг профессиональной деятельности ДПС входит предотвращение дорожно-транспортных происшествий, нарушение правил ПДД, регулировка безопасности дорожного движения (в том числе на светофорных объектах, пешеходных переходах). На авто линии Новополоцка ДПС может задержать грузовые автомобили с несанкционным товаром, с материальными ценностями без сопутствующих накладных документов. Иными словами дорожно-патрульная служба контролирует безопасность дорожного движения в нашем городе.
Милицейская династия
В дорожно-патрульной службе отдела ГАИ Новополоцкого ГОВД служат 19 инспекторов под руководством командира взвода Дениса Лаврентьева. В ГАИ пришел служить восемь лет назад по окончании юридического факультета Полоцкого госуниверситета. Тогда за плечами молодого человека была уже служба в МЧС: «Практика в МЧС мне пригодилась. Приходилось выезжать на такие ДТП, где пострадавшим оказывал первую необходимую помощь».
Денис Лаврентьев – милиционер во втором поколении. Все недостатки и преимущества дорожного инспектора знал с детства: «Я эту специальность выбрал, потому что у меня отец (Владимир Лаврентьев – прмеч.редакции) работал в ГАИ. Он устроился в милицию в 1981 году, на заслуженный отдых ушел в 2002, будучи в должности начальника МРЭО ГАИ Новополоцкого ГОВД по обслуживанию г.Полоцка и Полоцкого района. Все свое детство я видел отца в форме, на праздники его никогда не было дома. Периодически отец брал меня с собой. Меня это не останавило. Решил пойти по его стопам. Мне нравится служба».
Сотрудник ГАИ – мужская профессия, отмечает руководитель ДПС. Служба в органах МВД – достойная, почетная – дает уверенность и в завтрашнем дне. «Общение с людьми. Автомобильная тематика. Вот чем еще интересна служба. Считаю, что наше дело полезно обществу», – подытожил Денис Лаврентьев.
В каждом видеть человека
Александр Бутор работает госавтоинспектором с мая 2003 года. Спокойный. Скромный. Проницательный. Трудовой путь милиционера начался в Полоцком ГОВД, которому предшествовала учеба в Полоцком агарном колледже и срочная служба в областной войсковой части 5524. Позже закончил юрфак Витебского госуниверситета.
За плечами 17 лет службы. Пришло время делиться накопленным опытом. Андрей Красько – напарник старшего инспектора ДПС. Сегодня он шлифует тонкости профессии у Александра. На дорогах Новополоцка выпускник юрфака ПГУ видит закон не только в теории, но и учиться понимать его действие на практике. Еще один нюанс: «Постоянное общение с людьми, их нужно чувствовать. Общаешься, наблюдаешь. К каждому участнику дорожного движения следует находить подход. Важная деталь – необходимо в каждом видеть человека», – поделился одним из своих секретов Александр Бутор.
Андрей Красько работает на дороге Новополоцка
Не каждый новоиспеченный специалист продолжает путь в ГАИ. Остаются те, кто способен выдержать трехсменный график работы, общение с людьми (в том числе напряженное), научиться работать с документацией, при необходимости перешагнуть грань самобезопасности. По словам правоохранителей, наиболее запоминающимися эпизодами службы ДПС являются погони. Как правило, за пьяными. В памяти Александра Александровича сохранилась громкая компания, которая в состоянии алкогольного опьянения разъезжала по Новополоцку: «В автомобиле Honda Accord было 6 молодых человек от 17 до 20 лет. Это же всё человеческие жизни! Волновались, чтобы те не выскочили на полосу встречного движения. Мысли были такие: задерживать следует аккуратно, водителя привлечь и пассажирам дать понять, что так нельзя поступать. За рулем находился пьяный водитель, не имеющий права управления. Не остановился по требованию. Начали преследование в Новополоцке на скоростной дороге около пожарной части. Маршрут пролегал к «Пивному раю», по улице Олимпийской, пролетели Молодежную, гостиницу «Дружба»… Около стадиона «Атлант» задержали. Слава Богу, что все остались целы. Нарушителя привлекли к административной ответственности. Ведь он отвечал не только за свою безопасность, но и за тех, кто был в движущейся машине. Следует отметить, что это не единичный случай».
Александр Бутор и Андрей Красько
Карательный рычаг ДПС – не панацея. При возможности нарушение не выходит за рамки устного замечания, предупреждения. Бывают случаи, когда автоинспекторы приходят на помощь местным жителям, иногородним. Особенно актуально для транзитного промежутка дороги по улице Калинина с направлением: Дисна, Глубокое, Браслав. Стоящим на «аварийке» здесь может быть уместен совет, транспортировка. «Однажды подъезжаем к центральному калининскому перекрестку. Инспектору говорю: иди закрой движение. Быстро зацепил – оттянул машину. Оказали помощь. А человек уже довольный делится: «Привод оборвало, а я стою – здесь пробка, люди на завод едут». Кажется, что пустяк, а безопасность движения восстановили».
В 2020 году в Новополоцке задержано 100 нетрезвых водителей.
Сотрудники ГАИ провели свыше 100 встреч в трудовых коллективах и учреждениях образования. Провели также около 50 профилактических акций, направленных на соблюдение Правил дорожного движения.
В ходе СКМ «Внимание – дети!» с 25 мая по 5 июня зафиксировано 12 фактов непредставления преимущества пешеходам на пешеходных переходах,
41 водитель управлял транспортным средством, не используя ближний свет фар или дневные ходовые огни.
Лариса СТЁПКИНА
Фото Анастасии Григоренко