Как служили новополоцкие милиционеры в 70-е и 80-е годы?
В августе Новополоцкий ГОВД празднует 55-летие. К значимой дате сайте «НС» мы начали публиковать материалы о том, чем жила городская милиция в разные годы. В данном материале предлагаем почитать о том, как новополоцицкие милиционеры работали с 1975-го по 1985-й.
Семидесятые…Сейчас их часто называют не только периодом застоя, но и временем контрастов. Именно тогда в СССР создавались новые отрасли в промышленности, открывались сотни предприятий. И это на фоне падения темпов экономического роста. С одной стороны – достижения в космической и оборонной промышленности, с другой – устаревающие технологии в других отраслях. Вместе с ростом благосостояния жителей страны нарастал дефицит товаров первой необходимости.
Всё это, конечно, не могло не отражаться на общей картине работы органов внутренних дел. Число преступлений за десятилетку с 1975-го по 1985-й в Новополоцке увеличилось многократно: в начале за год их совершалось около 150, в конце – более 700. Больше всего было краж личного имущества, хулиганств. Из более тяжких преступлений – грабежи, а более редкие – мошенничества, убийства и другие тяжкие.
Анатолий Федорович Котырло приехал в Белоруссию в 1967 году, уже имея за плечами среднюю школу милиции, высшее юридическое образование и опыт работы оперуполномоченным уголовного розыска и следователем. В 1971-м он перевелся из Полоцка на должность начальника следствия в Новополоцк, где и проработал до выхода на пенсию в 1983-м.
Анатолий Котырло:
– Жители Новополоцка в то время очень отличались от людей из других населенных пунктов региона. Ведь сюда съехались со всего Советского Союза, причем многие с высшим образованием.
Следователем я больше занимался дорожно-транспортными происшествиями и преступлениями по линии ОБХСС. Очень были распространены квартирные кражи. Как-то задержали вора, который отметился в более чем 20 квартирах в Новополоцке, Полоцке, даже в Витебске. При этом он был членом добровольной дружины. Попадал в квартиры подбором ключей – замки часто были однотипные. Или даже открывал родными ключами. Было тогда принято у членов семьи оставлять на двери записку: «Ключи под ковриком». Когда посадили, этот человек не обижался. А после освобождения даже здоровался со мной. Я, вообще, все годы службы говорил своим коллегам: «Хлопцы, надо всегда по-человечески разговаривать. Меру вины будет устанавливать суд».
Был у меня случай, когда парнишка, которому только исполнилось 18, попался на грабеже. Хотел приобрести джинсы с рук у иностранного гражданина, а денег не хватало. Он их хвать – и бежать. А на предъявлении обвинения стал просить, мол, только не сообщайте в военкомат, я в армию хочу. Суд тогда принял во внимание все особенности этого дела, назначил ему только штраф, и парень отправился служить. Думаю, что все поступили правильно, ведь каким бы он из тюрьмы вернулся, неизвестно.
Хочу сказать, что работали тогда в следственном отделе всего 4 человека. Раскрываемость была стопроцентная, при этом ни одного незаконно задержанного или оправданного в суде. Дела прекращали, если устанавливали невиновность человека. С коллегами неоднократно занимали первые места в Витебской области среди следственных подразделений.
А.Котырло (справа) с коллегами
При расследовании преступлений по линии ОБХСС мне приходилось даже технические эксперименты ставить. Загружали цистерну газом, взвешивали, оставляли на ночь, утром снова взвешивали. Это было дело по недостаче сжиженного газа, который отправляли в Россию. Ездили тогда в командировку в Сочи. Также запомнился случай, когда женщина вернулась с работы и обнаружила кровь в квартире на ул.Ктаторова. Я и дежурный Гарик Павлович Башун вышли в 9 вечера на место. Это была осень, обратили внимание на вдавленные следы от детской коляски на земле. Вышли по ним на Двину. Вызвали водолазов, которые нашли на дне реки коляску. Тут уже подключили уголовный розыск, сотрудники которого задержали племянника той женщины и его собутыльников. Они признались в том, что выпивали, пригласили с улицы незнакомую девушку, изнасиловали, убили и выбросили труп в реку. К полуночи преступление было раскрыто. Суд состоялся через несколько месяцев, когда на границе с Латвией нашли тело девушки. Одного приговорили к высшей мере, остальных – к большим срокам лишения свободы.
Виктор Савич Сердюк часть службы в милиции посвятил работе в ОБХСС. В Новополоцк приехал из Якутии. Около четырех лет он возглавлял службу в Новополоцке, а потом до пенсии был начальником штаба городского отдела. На этой должности нужно было собирать и анализировать статистику, чтобы делать выводы и корректировать работу по борьбе с преступностью.
– Есть в работе в ОБХСС специфика. В розыске идут от преступления к преступнику, а мы должны были установить не только преступника, но и сам факт преступления. Вдохновил меня на работу по этому профилю опытный начальник отделения ОБХСС, у которого я проходил практику в Ленинграде во время учебы там в школе милиции.
К моему приезду в Новополоцк здесь процветала спекуляция. Было много иностранных специалистов. Они привозили разные товары, в основном одежду, а тут скупали золото и хрусталь. Также мы контролировали торговлю: пересортицу, когда снижали цену товара, обсчеты и обвесы покупателей. Организовывали контрольные закупки. Приходилось расследовать и крупные хищения горюче-смазочных материалов. Группа лиц организовала их вывоз бензовозами с территории завода. Злоумышленники получили сроки лишения свободы от 3 до 5 лет.
С ростом города, к сожалению, росло и число преступлений. Менялась жизнь – менялись интересы преступников. Много было в городе краж и хулиганств. Причем потасовки устраивали полоцкая и новополоцкая молодежные группировки, потом они сошли на нет. Где-то года с 85-го участились случаи открытого грабежа – рэкета. Когда жители города стали активнее приобретать личный транспорт, возросло число угонов, разукомплектований: то колеса снимут, то зеркало… За 10 лет многое изменилось в самом отделе. Значительно улучшилось материально-техническое обеспечение. Появилась экспертно-криминалистическая лаборатория.
Если бы не здоровье, то я бы и сейчас с удовольствием работал. Было интересно выявлять и раскрывать преступления, служба всегда была у меня на первом месте. Работалось не просто. При этом хочу сказать, что мне всегда везло с руководством. Я пришел при Владимире Федоровиче Рудакове, при котором в середине 70-х Новополоцкий горотдел был признан лучшим в СССР! И еще вспоминается радушное отношение горожан к нашей работе. Это вдохновляло. Органы внутренних дел во все времена стоят на страже правопорядка. Те, кто выполняет эту работу сегодня, должны это помнить и следовать закону!
Олеся УСОВСКАЯ
Фото из архивов ветеранов ГОВД
Вам будет интересно почитать:
Как служили новополоцкие милиционеры 55 лет назад?
Владимир Дубровский: У каждой службы – свои задачи, но результат общий
К 55-летию новополоцкой милиции: торжественное награждение сотрудников отдела внутренних дел