Чем отличается служба новополоцких милиционеров второй половины 2000-х от службы в современных условиях?
Середина 2000х – время, когда органы внутренних дел продолжали совершенствовать свою работу. В 2005 году утверждены новые Правила дорожного движения. С 2007 года начали работать по программе «Минус 100», стремясь снизить численность погибших в ДТП. Развивали формы и методы своей деятельности Департамент охраны и Департамент по гражданству и миграции.
Большое внимание по-прежнему уделялось обеспечению общественной безопасности. Охраной порядка в городах занимались спецподразделения, нацеленные на раскрытие так называемых уличных преступлений.
Геннадий Барташевич начинал службу в милиции со взвода специального назначения. А в 2005-м он уже работал старшим оперативным дежурным горотдела.
– Значительная часть нашей работы – прием обращений. Были в моей практике дни, когда за 24 часа на телефон дежурной части поступало более 100 звонков – это только те обращения, по которым нужно было реагировать. А в выходной могли привлечь к спецмероприятиям.
Дежурная часть – это координационный центр. Вся информация проходит через нее. И это касается не только Новополоцка. Если, например, есть данные, что преступник может покинуть город, нужно сориентировать правоохранительные органы области, порой – республики и даже ближнего зарубежья.
Важно быстро передать информацию всем, кто вместе с нами в этот момент работает. Например, утром поступил звонок от женщины: в отношении нее совершен грабеж. Выбыла группа, сориентированы наряды. Через 30-40 минут второй звонок от другой потерпевшей: похожее преступление и люди по описанию те же. Благодаря эффективному взаимодействию сотрудников милиции был отработан город, и преступник задержан по горячим следам. А бывало, что поступала информация о бесхозной вещи, но вот потерял ее человек или ее украли – неизвестно. Эта задача также решалась без затруднений благодаря грамотным действиям милиционеров.
Как правило, дежурному приходится общаться с людьми, которые на пике эмоций, у них произошла неприятность или беда. И нужно в первую очередь человека успокоить, в том числе для того, чтобы получить важную информацию для раскрытия преступления, определить, какая еще помощь необходима, например, медицинская. Но были звонки от тех, кто не совсем адекватен, например, психически нестабилен или нетрезв. Бывали случаи, что люди опускались до прямых оскорблений, даже настолько переходили границы, что после неоднократных объяснений приходилось привлекать их к административной ответственности. И эти дела рассматривались в суде. Случалось, что работали, как справочное бюро, ведь телефон 102 знают все. Это тот номер, где всегда, конечно в рамках возможностей, окажут помощь.
Г.Барташевич во время дежурства
Николай Глинский службу в милиции начал с ОМОНа – когда-то в Новополоцке было собственное подразделение специального назначения. А позже возглавил отделение патрульно-постовой службы.
– Период с 2005 года для меня лично запомнился как время реформ. В октябре того года мы вошли в состав полка ППС Витебского облисполкома. Но при этом в оперативном подчинении были в Новополоцке. А еще раньше в спецподразделении перепрофилировали ОМОН. В 2007 нас расформировали, создали моторизованный взвод постовой службы, которым я и командовал, но осталось в подчинении меньше половины сотрудников – 20 человек. Потом укомплектовались, но и при малом количестве мы тогда раскрыли за год 85 преступлений, из них 65 – по линии уголовного розыска.
Обстановка была напряженная. Был период, когда только заступил на должность, – за несколько месяцев в Новополоцке 12 грабежей. Отбирали у женщин украшения, вырывали серьги из ушей. Мы не спали ночами, пытались предугадать, где появятся преступники, – как будто в шахматы играли. И задержали трех человек, за которыми потом оказались еще 19 грабежей в Полоцке.
Задачи были различные: от охраны объектов до задержания опасных преступников. Был случай нападения на наряд ППС с попыткой завладеть оружием. Нападавших задержали. Нередко сталкивались с людьми, которые вели себя неадекватно из-за воздействия алкоголя или наркотиков. Они могли причинить вред окружающим или пострадать в этом состояния сами. Благодаря своевременному вмешательству сотрудников милиции беды удавалось избежать.
Патрульно-постовая служба по праву считается самой близкой к народу, ведь 24 часа в сутки, при любой погоде, на светлых улицах и в темных переулках сотрудники ППС охраняют порядок и обеспечивают безопасность граждан. Они должны быть хорошо подготовленными: где-то быть участковыми, где-то сотрудниками ОБЭП… Повседневный опыт, который приобретается в ходе ежедневного несения службы, делает из ППС кузницу кадров для других подразделений.
У меня были хорошие учителя: Александр Александрович Ловкис, Алексей Ветиславович Жегланов, Сергей Петрович Климович… Хочу пожелать таких же наставников тем, кто служит сегодня. И чтобы в год 55-летия отдела работа всегда была на две пятерки по привычной нам пятибалльной системе!
Николай Егорович Рыбаков возглавляет совет ветеранов Новополоцкого ГОВД. Начав с милиционера патрульно-постовой службы, после окончания специальной школы милиции во Львове он много лет отдал службе в отделе уголовного розыска, а в 1978 году возглавил его, позже был начальником криминальной милиции. С 1995 года по 2002-й руководил Новополоцким ГОВД.
– Годы службы вспоминаю с благодарностью к учителям, в числе которых Виктор Амосович Куряков. Он руководил уголовным розыском, и уже 25 лет преподает уголовное право в Полоцком государственном университете. В числе же моих подчиненных были замечательные парни, многие из которых позже тоже стали руководителями.
Будучи в должности начальника ГОВД запомнил разные, в том числе сложные, моменты. Например, время после распада Советского Союза. Когда страна приобрела независимость, изменилась жизнь, а законодательная база осталась со времен БССР. Появились правонарушения и преступления, которые просто не были в то время прописаны ни в одном кодексе. Возникали вопросы, как документировать и доказывать случаи рэкета, как противостоять разбоям в городе и бандитизму на дорогах, когда порой пропадали целые фуры с грузами. Это время, когда только зарождался частный бизнес, к которому преступные элементы старались приложить свою руку.
Нормативная база начала формироваться уже позже. Сравнивая обеспеченность милиции сегодня с тем, что было 20 лет назад, могу сказать: сделан большой шаг вперед. Это способствует тому, чтобы правоохранительные органы достигали наилучших результатов. Сегодня на вооружении сотрудников находится криминалистическая и оперативная техника, которая позволяет раскрывать преступления даже спустя 15-20 лет после их совершения. Например, и в нашей области, и в нашем городе по результатам генетической экспертизы находили виновных в убийствах, которые произошли свыше двух десятков лет назад.
Еще хочу отметить, что немалая заслуга милиции в том, что в Новополоцке уже много лет не было преступлений, связанных с применением огнестрельного оружия. Да, обстановка периодами была очень тяжелой, например, в 90-е, когда процветал криминальный автобизнес. Но это преступления, вызванные в большей степени внешними причинами. Постепенно стабилизировался авторынок, и благодаря профессиональным действиям сотрудников органов внутренних дел криминогенную обстановку удалось нормализовать.
В любое время мы просто старались добросовестно нести службу, не жалея сил и времени, чтобы помочь тем, кто попал в беду. Я в курсе того, как отдел работает сегодня. И с удовлетворением и гордостью отмечаю, что современное поколение молодых офицеров с достоинством выполняет свой долг.
Олеся УСОВСКАЯ
Фото из архивов ветеранов и музея ГОВД
Вам будет интересно почитать:
Как служили новополоцкие милиционеры в 70-ые и 80-ые годы?
Как служили новополоцкие милиционеры в 85-ые и 95-ые годы?
Как служили новополоцкие милиционеры во второй половине 90-х годов и в начале 2000-х?