Владимир Сизов: «Будущее белорусской нефтехимии зависит только от нас»
Заместитель председателя Белорусского государственного концерна по нефти и химии Владимир Сизов в интервью «Вестнику Белнефтехима» рассказывает о работе в условиях перехода на мировые цены на нефть, завершении крупных инвестиционных проектов и развитии отрасли.
– Владимир Васильевич, нефть – продукт стратегический. От нее зависит энергетическая безопасность страны. Значит, вопросы нефтянки всегда будут иметь политическое значение. События последних 15 месяцев подтверждают актуальность политики диверсификации поставок углеводородного сырья в Беларусь. Какое соотношение добычи на территории Беларуси, поставок от основного партнера (России) и из альтернативных источников можно было бы назвать идеальным?
– Действительно, нефтяная отрасль – одна из определяющих как в нашей стране, так и в целом в современной мировой экономике, поэтому очень важно обеспечить условия, при которых не возникает рисков снабжения нефтью. Как показал опыт работы с «грязной» нефтью в 2019 году, вопросы диверсификации – это не только политика и экономика, но и надежность и безопасность обеспечения заводов сырьем. В I квартале 2020 года поставки нефти из альтернативных источников в Беларусь достигли 25%. В этот период мы работали отчасти в форс-мажорных обстоятельствах.
В декабре 2019 года предприятия концерна «Белнефтехим» не были готовы к тому, что придется в ускоренном темпе искать дополнительные ресурсы для переработки. Это говорит о том, что такой работой нужно заниматься на системной основе с определением целей, которых надо достичь к конкретному периоду времени, несмотря на возможные дополнительные расходы. И здесь надо отметить: ничего оригинального в нашей работе нет – в настоящее время покупатели во всем мире определяют для себя систему поставок, исключающую монополизацию источника в одних руках. Одновременно производители диверсифицируют рынки сбыта, вкладывая значительные средства в развитие транспортной инфраструктуры (строят новые трубопроводы и терминалы в морских портах).
С апреля договоренности о поставке нефти из Российской Федерации были возобновлены, но работа с альтернативными источниками не останавливается
Прежде всего мы возобновили работу с Азербайджаном – нашим давним партнером, который часто выручал в сложных ситуациях. Впервые организованы поставки из Саудовской Аравии и США. Практическая отработка схем поставки нефти из разных регионов позволяет уверенно говорить о значительном повышении надежности обеспечения сырьем нашей нефтепереработки в этом и последующих годах.
– Беларусь активно обсуждала возможные последствия российского налогового маневра для нашей страны. Сегодня становится очевидным, что мировая цена на нефть для нас будет актуальна раньше 2024 года. Насколько белорусская нефтяная отрасль готова к новым условиям?
– Диверсификация источников поставок – это одна часть работы. Еще одна часть – завершение модернизации обоих НПЗ. Мы реализуем проекты, направленные на достижение глубины переработки нефти на уровне передовых нефтеперерабатывающих заводов в мире. Речь идет о комплексе гидрокрекинга тяжелых нефтяных остатков на Мозырском НПЗ и установке замедленного коксования на «Нафтане». Кроме того, мы продолжаем оптимизацию операционных затрат. Ежегодно на предприятиях отрасли разрабатываются планы мероприятий по их снижению. В 2020 году ожидается эффект в размере 157,8 млн рублей.
– Как сказываются на Беларуси изменения в договоренности стран ОПЕК?
– Договоренности, которые принимаются в рамках этой организации, отражаются на изменении цены на сырье и нефтепродукты. Когда вводятся или снимаются ограничения, рынок разбалансируется. Это сказывается не только на стоимости сырья. Разница между ценой на нефть и нефтепродукты, в том числе, является следствием решений ОПЕК.
При выходе на мировые цены и условия поставки нефти мы понимаем, что становимся зависимыми от тех цен, которые формируются решениями ОПЕК. Но будет неверным сказать, что прежде Беларусь не зависела от этих решений. Мы уже давно покупаем нефть в привязке к мировым котировкам. Отличие от мировой цены нефти – размер таможенной пошлины, но такой же механизм всегда действовал и в отношении наших экспортных поставок нефтепродуктов – белорусские НПЗ платили и платят экспортные таможенные пошлины на эти товары.
Беларусь – страна с открытой экономикой. Возможно, мы могли бы меньше зависеть от мировых цен, если бы полностью были обеспечены нефтью, добываемой внутри страны. Но природа не одарила нас таким богатством даже в том объеме, который позволил бы удовлетворять внутреннюю потребность в нефтепродуктах. Думаю, к счастью. Ведь это стимулирует искать более эффективные пути развития и рациональные решения, а не «подсаживаться» на сырьевую ренту.
– Планировалось, что «Нафтан» продолжит развитие в качестве нефтехимического комплекса, а Мозырский НПЗ сохранит топливное направление. Как меняется ассортимент продукции? Какие рынки и для какой продукции сегодня можно назвать премиальными?
– Качество и ассортимент нефтепродуктов – это задача предыдущего этапа модернизации, который мы успешно завершили. В результате первыми в СНГ перешли на поставку на внутренний рынок нефтепродуктов только экологического стандарта Евро-5/К-5. Сейчас реализуется этап, который направлен на увеличение выпуска светлых нефтепродуктов. Но здесь будут получены новые продукты, которые хоть и не являются целевыми (нефтяной кокс, элементарная сера в ОАО «Нафтан»), но позволят удовлетворить потребности как предприятий системы концерна, так и других отраслей промышленности и энергетики. Мозырский НПЗ в качестве остатка H-Oil будет получать низкосернистый мазут – продукт, востребованный на внешних рынках в условиях ограничений на содержание серы в бункеровочном топливе.
Мы сейчас на том этапе, когда основной целью стало повышение эффективности за счет выработки большего количества светлых нефтепродуктов.
Что касается рынков. Уверенно чувствуем себя в Украине, будем прилагать все усилия для того, чтобы наращивать здесь свою долю. В 2020-м планируем поставить 3,2 млн тонн. То качество и те условия работы с белорусскими нефтеперерабатывающими заводами, которые сейчас практикуются, позволяют нам уверенно смотреть в будущее на этом рынке. С учетом роста выработки светлых нефтепродуктов после завершения проектов по переработке остатков на НПЗ перспективным направлением являются рынки Польши и Прибалтики, на которых будет необходимо наращивать долю присутствия по дизельному топливу.
По итогам 2020 года планируется поставка 230 тыс. тонн дизельного топлива на рынок Польши, в страны Прибалтики – 150 тыс.тонн. Перспективным видится рынок Российской Федерации, но здесь необходимо решить вопросы уравнивания условий хозяйствования белорусских и российских НПЗ в рамках существующих интеграционных объединений.
Продуктом, у которого есть перспективы роста потребления даже в период, когда за счет ожидаемой электромобилизации будет падать спрос на автомобильный бензин и дизельное топливо, является реактивное топливо. В ближайшей и среднесрочной перспективе замены реактивному топливу как источнику энергии для воздушного транспорта не предвидится. Этот продукт становится все более востребованным: люди сейчас мобильные, количество авиаперелетов постоянно растет.
Что же касается профилей работы НПЗ, то в стратегии развития нефтехимической отрасли Республики Беларусь до 2030 года указанные вами приоритеты расставлены именно так: направление моторных топлив для Мозырского НПЗ и нефтехимическое для «Нафтана». Но при защите стратегии была отмечена необходимость ее ежегодной актуализации, поэтому будем наблюдать за развитием ситуации на рынках нефтепродуктов и нефтехимической продукции и реагировать на происходящие изменения.
– Планируются ли на внутреннем рынке продажи топлива с повышенным октановым числом, которое выпускает ОАО «Мозырский НПЗ»?
– В этом вопросе мы ориентируемся на потребности рынка. В свое время, когда мы увидели наличие спроса на 98-й бензин, оперативно организовали его производство и размещение на АЗС. Сейчас некоторые сети АЗС экспериментируют с продажами автобензина с октановым числом 100, и здесь мы также удовлетворяем их потребность в производстве этого продукта. Если возникнет достаточный уровень спроса в других видах моторного топлива, которые применяются в автомобильном спорте или авиации, думаю, мы в силах решить эти задачи, ведь создан определенный технологический задел на НПЗ в результате уже завершенных этапов модернизации.
– Из всех показателей эффективности работы предприятий отрасли наибольшие опасения вызывает выполнение в 2020 году планов по экспорту. Насколько серьезная ситуация?
– Во многом мы зависим от внешнего контура. Обвал нефтяных цен до уровня 20 долларов за баррель не мог не сказаться на выполнении этого показателя. В некоторой степени мы оптимизировали объемы переработанной нефти на заводах, но делали это исходя из главной задачи – повышение экономической эффективности работы белорусских НПЗ. Потому что четко понимаем: от прибыли, которую они заработают, зависит как завершение этапа модернизации, на котором мы сейчас находимся, так и возможность реализации перспективных проектов.
Что касается добычи нефти. Несмотря на влияние внешних факторов в виде значительного снижения цены на нефть, уровень добычи по итогам года планируется около 1 700 тыс. тонн. Мы рассчитываем в 2020 году выполнить свои планы по транзитной транспортировке нефти. Уровень этих объемов будет выше, чем в 2019 году. В некоторой степени ситуация с карантинными ограничениями сказалась на реализации нефтепродуктов на внутреннем рынке. Но, несмотря на падение, которое произошло в I и II кварталах, мы видим: рынок восстанавливается. Надеемся, что объем продажи нефтепродуктов по результатам 2020-го будет на уровне 100% к предыдущему году.
Однако, несмотря на резкое снижение котировок, предприятие «Белоруснефть» успешно справилось с ситуацией, были своевременно предприняты необходимые меры, перераспределены поставки белорусской нефти на переработку, а не на экспорт. И мы не допустили снижения объемов добычи белорусской нефти.
– Трубопроводный транспорт является самым эффективным с точки зрения экономики. Это важно для обеспечения энергетической и экономической безопасности страны. Расскажите о проекте строительства части нефтепровода «Гомель – Горки». Почему именно этот отрезок и именно сейчас?
– Это очевидное решение. При попытке обеспечения белорусских НПЗ сырьем из альтернативных источников мы всегда сталкиваемся с проблемой транспортировки: до Мозырского НПЗ можно использовать трубопроводный транспорт, прокачав нефть из порта Южный непосредственно до завода. «Нафтан» же такой возможности не имеет, поскольку инфраструктура, которая была в Прибалтике, к сожалению, выведена из эксплуатации. Поэтому идея соединить два участка белорусской нефтетранспортной системы очевидна, нужно было принять волевое решение. В увязке с вопросом о работе в рыночных условиях мы четко понимаем, что будем должны в обязательном порядке заниматься диверсификацией поставок и для этого нам нужна соответствующая инфраструктура.
Раньше мы видели, что поставки нефти из Российской Федерации соответствуют всем нашим потребностям как с точки зрения экономической эффективности, так и с точки зрения надежности. Но ситуация с «грязной» нефтью и долгие попытки урегулировать условия поставок привели к пониманию того, что без наличия нескольких источников поступления сырья мы не обеспечим надежную и безопасную работу отрасли. Говоря о возможности обеспечить «Нафтан» поставками сырья из региона Черного моря, мы не забываем, что инфраструктура в балтийских странах также может быть восстановлена. Это зависит от доброй воли наших прибалтийских коллег. Технологически все возможно. В случае восстановления данной инфраструктуры мы получаем возможность поставлять нефть из северного региона не только на «Нафтан», но и на Мозырский НПЗ. Эта перемычка позволяет работать многим логистическим маршрутам, в том числе по поставкам нефти из Гданьска через польскую нефтетранспортную систему. В Польше уже сейчас отрабатываются технические мероприятия для осуществления реверса. К тому моменту, когда можно будет прокачивать нефть с территории Польши на Мозырский НПЗ, при наличии перемычки, соединяющей северную и южную части белорусской нефтетранспортной системы, также станет возможной прокачка и на «Нафтан».
– Стратегия развития отрасли разработана на 10 лет. Какой хотите видеть нефтехимию в 2030 году?
– Действующий вариант стратегии утвержден президиумом Совета Министров Республики Беларусь. Важные вехи – завершение крупных проектов на НПЗ, реализация проекта на «Нафтане» по строительству этилен-пропиленовой установки с перспективой выхода на увеличение ассортимента за счет производства поликарбонатов и АБС-пластиков. В стратегии предусмотрены строительство нового азотного комплекса на ОАО «Гродно Азот»; строительство нового цеха сложносмешанных удобрений на Гомельском химическом заводе; продолжение программы модернизации ОАО «Могилевхимволокно». Эти направления определены исходя из текущей рыночной ситуации. Но при этом отмечу один из главных моментов стратегии она должна ежегодно актуализироваться. В современном мире, когда быстро меняются технологии, появляются новые продукты, вводятся стандарты или ограничения, необходимо оперативно на них реагировать. Поэтому мы должны рассматривать появляющиеся интересные идеи, а при наличии сырья и экономической целесообразности эти идеи надо включать в стратегический план.
Какой будет белорусская нефтехимия, зависит только от нас. В канун профессионального праздника хочу пожелать всем работникам нефтяной отрасли здоровья, успехов в достижении поставленных целей, мирного неба над головой и благополучия. Уверен, легко не будет, но все возникающие проблемы и задачи будут успешно решены благодаря опыту, профессионализму и трудолюбию нефтяников! С праздником, дорогие коллеги!
По материалам belchemoil.by
Читайте также:
Белорусские НПЗ за 2020 год планируют переработать не менее 16-16,5 млн т нефти
Наталья Кочанова посетила новополоцкий «Нафтан»
Лукашенко: стабильная работа промышленности – краеугольный камень экономики страны