Молодой ученый из ПГУ разработала трехмерную классификацию минеральных ресурсов, которая позволяет четко идентифицировать их состав как объектов бухгалтерского учета
Кандидат экономических наук, доцент кафедры учета, финансов, логистики и менеджмента финансово-экономического факультета, начальник учебно-методического отдела Полоцкого госуниверситета Ольга Романова награждена дипломом лауреата премии Витебского облисполкома талантливым молодым ученым и специалистам. Торжественная церемония прошла в Витебске на минувшей неделе. Компанию новополочанке составили пять преподавателей ведущих вузов северной столицы, представивших фундаментальные исследования и прикладные разработки в различных областях.
Предметом научного интереса Ольги Станиславовны стали минеральные ресурсы, точнее, их бухгалтерский учет и анализ в контексте природного капитала.
Ольга Романова:
– Всё началось еще в аспирантуре, когда моим научным руководителем стала доктор экономических наук, первый проректор ПГУ Светлана Вегера. Она предложила мне взяться за новую малоизученную тему – «Бухгалтерский учет запасов полезных ископаемых и анализ эффективности их использования в условиях интенсификации освоения минерально-сырьевой базы Республики Беларусь». Проблематика состояла в том, что организации добывающей промышленности данные о запасах полезных ископаемых в учете и отчетности не отражают. Это приводит к искажению информации о ресурсном потенциале организации, отсутствию необходимой информационной базы для оценки инвестиционной привлекательности компании, а также не дает возможности аккумулирования указанной информации в системе национальных счетов.
Первоначально Ольге Романовой нужно было разобраться, что есть полезные ископаемые и их запасы, минеральные ресурсы и сырье, а затем доказать возможность принятия их в качестве объектов бухгалтерского учета. Молодой ученый выстроила этапы жизненного цикла освоения месторождения и соотнесла их с данными категориями. Обосновала, что на этапе «Разведка и оценка» объектом бухгалтерского учета могут выступать только минеральные ресурсы. На основании международной рамочной классификации ООН ископаемых энергетических и минеральных запасов и ресурсов 2009 года, а также изученной литературе разработала свою трехмерную классификацию минеральных ресурсов, которая позволяет четко идентифицировать их состав как объектов бухгалтерского учета по трем позициям: доступность к разработке, экономическая целесообразность и геологическая изученность. Таким образом она обосновала, что при условии разведки, рентабельности и доступности к разработке можно принимать минеральные ресурсы в качестве объекта бухгалтерского учета.
О.Романова разработала свою трехмерную классификацию минеральных ресурсов и их состав как объектов бухгалтерского учета
Работа в рамках данной тематики потребовала консультаций со специалистами различных сфер. Ключевым стало сотрудничество с республиканским унитарным предприятием «Научно-производственный центр по геологии». По окончании исследования молодой ученый получила Справки о возможном практическом использовании результатов исследования от Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды и Министерства финансов Беларуси. Научными разработками Ольги Романовой заинтересовались и предприятия. Акт о практическом использовании результатов исследования подписан с РУП «Производственное объединение «Белоруснефть» и филиалом «Новополоцкводоканал» УП «Витебскоблводоканал».
Итогом большой работы стало совместное со Светланой Вегерой издание монографии. В научном труде предложена новая модель отражения информации о минеральных ресурсах в учете и отчетности организаций-недропользователей, позволяющая представлять данные о контролируемых ресурсах в двух оценках: по фактическим затратам на получение ресурса и по текущей рыночной стоимости. Разработаны методика учета капитальных затрат по разведке и оценке минеральных ресурсов, рекомендации по совершенствованию содержания форм бухгалтерской финансовой отчетности, методика анализа эффективности использования минеральных ресурсов.
Итогом исследования стало издание монографии
За весь период научной деятельности Ольги Романовой опубликовано более 60 научных работ. Выводы и результаты настоящего исследования получили высокую оценку не только в нашей стране, но и за рубежом.
Профессиональная деятельность Ольги Станиславовны складывается не менее успешно, чем исследовательская. К своим 29 годам она уже начальник учебно-методического отдела ПГУ. Сама же Ольга о своих успехах говорит скромно: «Я никогда не ставила амбициозных целей, к званиям не стремилась. Просто много работала». А трудиться молодой ученый приучена с детства. Она родом из деревни Бобыничи Полоцкого района. В юности девушка успевала и по дому помочь, и в школе хорошо учиться. В детстве мечтала стать учителем. Повзрослев, решила пойти по стопам матери Ларисы Федоровны и выбрала бухгалтерскую специальность. Колебалась между Белорусским государственным экономическим и Полоцким государственным университетами. Но близость к дому и возможность обучения на бюджете стали решающим фактором в пользу главной альма-матер Новополоцка. К слову, о своем выборе Ольга Романова ни разу не пожалела:
– Я благодарна судьбе, что получила образование именно в Полоцком госуниверситете. Педагоги, которые взрастили меня, – наставники с большой буквы. Многие совмещали работу на производстве, то есть хорошо владели не только теорией, но и практикой. В аспирантуре мне довелось поучиться в БГЭУ, в который планировала поступать в юности. Могу сказать, что наши преподаватели ничем не хуже столичных. А той материально-технической базе, которая есть в ПГУ, красоте его аудиторий и корпусов могут позавидовать даже ведущие вузы страны. Вот уже несколько лет, как я сама преподаю, стремлюсь передать юному поколению знания и опыт. Студенты сейчас совсем другие, более продвинутые. У них очень широкий спектр источников получения информации. Мы меняемся вместе с ними. Внедряем активные методы обучения. Это уже не монолог лектора, а получение информации разными способами: работа в группах, самостоятельное изучение вопроса, равный обучает равного. Педагог выступает как организатор процесса, дает возможность ребятам разрабатывать и презентовать свои проекты. Здесь и творчество приветствуется, и ораторское искусство. Возможно, кто-то из них в будущем продолжит и мои научные разработки.
Нелли РАДЬКО
Фото Анастасии Григоренко
Читайте также:
До 30 ноября новополочане могут поддержать ПГУ в проекте «Лучший строитель Беларуси – 2020»
Бесплатное онлайн-образование в Новополоцке. Продолжится ли в ПГУ проекте BELL?