Со мной такого никогда не случится, или Как действуют телефонные мошенники. История журналиста «Новополоцк сегодня»
Не часто журналисту приходится писать о себе. Но, как и другие люди, мы и наши родные тоже могут попадать в различные ситуации, не всегда приятные. Вот и моей маме на днях позвонили. Настойчивый молодой человек, представившийся работником банка, огорошил ее сообщением, что с маминого банковского счета списаны 100 рублей, и чтобы предотвратить дальнейшее хищение средств, нужно сообщить ему определенные реквизиты. Слава богу, что моя мама не склонна к необдуманным поступкам. Но и она разволновалась и чувствовала определенный дискомфорт после разговора и оказанного во время него психологического давления.
Фото из открытых источников интернета носит иллюстративный характер
Забегая вперед, скажу, что, конечно, никакие данные мошенники не получили. Более того, мама позвонила в свой банк и в милицию, где ей подтвердили, что звонок был сделан нехорошими персонами. Увы, не все люди старшего (да и более молодого) возраста также психологически крепки и могут в подобной ситуации действовать рассудительно. Что же насторожило мою маму?
Во-первых, звонок был сделан через мессенджер. Что уже странно. Но как показывает статистика подобных преступлений, мошенники могут звонить и по обычной мобильной сети. Или присылать SMS как будто от имени реального банка. Во-вторых, необычная просьба записать и переслать через Вайбер голосовое сообщение с определенными данными. В-третьих, мошенник задавал вопросы, ответы на которые реальному сотруднику банка или должны быть известны, или наводили на мысль, что товарищ к этому банку не имеет отношения. В-четвертых, молодой человек обращался к «клиенту» по имени, а не по имени-отчеству. Ну, а в-пятых, торопливость, с которой он не просил, а буквально требовал необходимую ему информацию. Пугал, что промедление может вылиться в потерю всех хранящихся на счету денег. Кто хоть раз сталкивался с работниками банковской сферы, знают, что они никогда не разговаривают с клиентом в таком тоне.
По данным, предоставленным Новополоцким ГОВД:
В Беларуси в 2019 году было совершено 10 539 различных киберпреступлений, в 2020-м – 25 561. В Витебской области – 1 132 в 2019-м и 3 021 в 2020-м. В Новополоцке в прошлом году через передачу реквизитов банковской карты совершено 9 преступлений в социальных сетях (при переписке с «друзьями») и 68 под предлогом покупки-продажи (через специализированный интернет-ресурс). Еще 150 – после звонка «сотрудника банка» о необходимости отмены транзакции.
Психологическое давление – это инструмент, которым умело пользуются телефонные мошенники. Особенно, если на другом конце провода человек в возрасте или просто далекий от банковской сферы, современных технологий. Они могут вворачивать в речь термины вроде «овердрафт», «операция». Называть номера ваших карт или говорить о последних проведенных с картами действиях. Откуда у них эта информация, не важно, но и такие случаи бывали. Главная задача – не дать собеседнику сосредоточиться, обрушивая на него поток информации, и давить, давить…
Как противостоять этому? Важно просто быть готовым к такой ситуации. Когда мама рассказывала мне о разговоре с телефонным «разводилой», она сказала: «И ведь я знала, что есть такие мошенники. Но не думала, что они могут позвонить именно мне!». К сожалению, везде «подстелить соломку», то есть предугадать все ситуации невозможно. Но предупрежден – значит вооружен! Помните, что преступники могут звонить по телефону, присылать SMS, писать вам в социальных сетях, взломав страницы ваших друзей и выдавая себя за них, представляться работниками банков или покупателями, если вы выставляли что-то на продажу. Насторожиться нужно сразу, как только разговор зайдет о переводе им денег или хищении средств с ваших счетов.
Чего нельзя делать категорически! Сообщать код CVV (три цифры на обратной стороне карты). Передавать сеансовые пароли, которые приходят в SMS от имени конкретного банка. Если такой пароль вдруг пришел вам, а вы его не запрашивали, – лучше связаться с банком. И не стесняйтесь перепроверить любую информацию, которая приходит от имени банка, позвонив по официальным номерам, указанным на сайте или на карте.
Олеся УСОВСКАЯ