В Комитете государственного контроля Витебской области проведен круглый стол по вопросу обоснованности роста цен на лекарственные препараты в аптечных сетях в связи с изменением налогового законодательства
Комитетом госконтроля Витебской области 16.02.2021 проведен с участием первого заместителя председателя Витебского облисполкома, руководящих работников областных подразделений Министерства по налогам и сборам, Министерства антимонопольного регулирования и торговли, Национального статистического комитета, профсоюза и приглашением всех руководителей аптечных сетей Витебской области круглый стол по вопросу обоснованности роста цен на лекарственные препараты в аптечных сетях в связи с изменением налогового законодательства. Законодательство Республики Беларусь устанавливает гибкую систему применения оптовых и торговых надбавок в зависимости от отпускных цен на лекарства.
Фото из открытых источников интернета носит иллюстративный характер
Например, при стоимости лекарств до 0,5 базовых величин (до 14,5 руб. – первая ценовая категория) оптовая надбавка к отпускной цене организации-изготовителя Республики Беларусь или расчетной отпускной цене не должна превышать 9%, торговая надбавка – 30%, суммарно это составляет 39%. При стоимости лекарств от 0,5 до 1 базовой величины – соответственно 8% и 25%, суммарно – 33% и т.д.
Учитывая, что основная доля реализуемых лекарств находится в сегменте первой ценовой категории, при социально-ориентированном подходе к формированию цены возможно нивелировать ценовую нагрузку из-за введения НДС за счет надбавок, сохранив прибыльную работу. Таким образом, введение НДС не означало автоматический рост цен на лекарственные препараты на 10%.
При этом проведенные Комитетом госконтроля области во исполнение поручения Главы государства контрольные мероприятия по вопросам обоснованности повышения цен на лекарственные препараты в аптечной сети Витебской области показали, что в большинстве случаев введение НДС повлекло увеличение цен на лекарства, в отдельных случаях более чем на 10% за счет торговых надбавок. На момент мониторинга действенные меры по снижению ценовой нагрузки были приняты только государственным предприятием «Фармация».
Также из опыта контрольной работы Комитета известны факты, когда недобросовестные поставщики ухитряются многократно завышать цены на лекарства, используя аффилированные посреднические структуры и фальсифицируя сопроводительные документы. Следствием таких схем является необоснованный рост стоимости жизненно необходимых для граждан препаратов, а также уклонение от уплаты налогов в крупных размерах.
Указанные проблемные вопросы обсуждены в Комитете госконтроля за круглым столом, по результатам которого выработаны подходы по формированию цен на лекарственные средства в целях их нивелирования в связи с изменением налогового законодательства и недопущения необоснованного роста цен.
По материалам
Комитета государственного контроля Витебской области