Что делать, когда вы приобрели товар ненадлежащего качества?
Ошибки или недобросовестность производителя, нарушение порядка транспортировки, условий хранения… Многие причины могут привести к возникновению недостатков товаров. О том, как потребителю защитить свои права в случае покупки некачественного товара, рассказала главный специалист отдела торговли и услуг Новополоцкого горисполкома Анастасия БАШУН.
Анастасия Юрьевна, что же делать, если обнаружены недостатки в покупке?
- Законом Республики Беларусь «О защите прав потребителей» предусмотрено право предъявить одно из следующих требований:
- заменить некачественный товар товаром надлежащего качества;
- соразмерно уменьшить цену товара;
- незамедлительно безвозмездно устранить недостатки;
- возместить расходы потребителя по устранению недостатков товара;
- вернуть уплаченную за товар денежную сумму.
Вместе с тем, в случае приобретения технически сложного или дорогостоящего товара ненадлежащего качества срок, когда потребитель может требовать его замены, расторжения договора купли-продажи и возврата денег ограничен и равняется 30 дням со дня передачи товара продавцом потребителю. По истечении указанного срока требования могут быть предъявлены потребителем только в случаях обнаружения в товаре существенного недостатка и (или) нарушения продавцом сроков безвозмездного устранения недостатков этого товара.
По общему правилу обратиться с требованием можно в течение гарантийного срока на товар либо срока годности. Если они не установлены либо гарантийный срок менее 2 лет, то в течение 2 лет с момента получения товара, если иные сроки не предусмотрены законодательством либо договором.
Какие товары относятся к технически сложным и какие к дорогостоящим?
– Их перечень утвержден постановлением Совмина «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей». В него входят: автомобили, электробытовые товары, телевизоры, компьютеры персональные, планшеты, ноутбуки и периферийные устройства к ним и др.
Дорогостоящим является товар, стоимость которого в 400 раз и более превышает размер базовой величины, установленной на дату приобретения.
Каков механизм действий покупателя, обнаружившего недостатки в приобретенном товаре?
– Сначала обратиться к продавцу. Если продавца нет – к изготовителю, поставщику, представителю. Требование можно заявить как устно, так и письменно. Если устное требование продавец не удовлетворил, следует написать заявление (желательно в 2 экземплярах, на экземпляре потребителя попросить принявшего поставить дату принятия и расписаться) либо оставить запись в книге замечаний и предложений, которая должна быть предоставлена по первому требованию. Это необходимо для определения сроков на выполнение продавцом требований, периода начисления пени за просрочку их выполнения и при обращении в суд.
Если утерян чек…
– Отсутствие у потребителя документа, подтверждающего факт приобретения товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований. Для подтверждения могут использоваться свидетельские показания, элементы потребительской упаковки, на которых имеются отметки, подтверждающие, что приобретение товара осуществлялось у этого продавца, а также документы и другие средства доказывания.
Продавец может не соглашаться, что товар ненадлежащего качества. Что делать?
– В таком случае продавец проводит проверку качества товара за свой счет. Если же после проверки спорная ситуация так и не разрешилась, то он обязан провести экспертизу товара. В случае проведения проверки качества или назначения экспертизы продавец извещает об этом потребителя, а также информирует, что покупатель вправе принимать участие в проверке качества товара.
Экспертиза проводится за счет продавца, но если будет установлено, что недостатки отсутствуют или возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения установленных правил использования, хранения, транспортировки товара или действий третьих лиц либо непреодолимой силы, необходимо будет возместить продавцу расходы на проведение экспертизы, расходы по хранению товара и его транспортировке. В случае несогласия с заключением экспертной организации его можно оспорить в суде.
Покупатель имеет право самостоятельно заказать проведение экспертизы. Если наличие брака подтвердится, то продавец обязан возместить расходы на экспертизу.
Сколько ждать ответа от продавца?
– Замена товара производится продавцом незамедлительно, в случае необходимости дополнительной проверки качества – в течение
14 дней со дня предъявления требования, а при отсутствии необходимого товара для замены – в течение месяца.
Если взамен товара ненадлежащего качества покупатель требует вернуть уплаченную за него денежную сумму, то продавец должен сделать это незамедлительно, в случае невозможности незамедлительного возврата денег – в течение 7 дней с момента предъявления требования, а при необходимости проведения экспертизы товара – в течение 14 дней.
При нарушении продавцом этих сроков можно требовать уплаты неустойки в размере 1% от стоимости товара за каждый день просрочки.
Если после экспертизы продавец все равно не хочет удовлетворить требования, можно обратиться в суд. При подаче иска в суд госпошлину платить не нужно. Ее необходимо будет возместить только в случае проигрыша.
За консультацией по вопросам защиты прав потребителей можно обратиться в отдел торговли и услуг Новополоцкого городского исполнительного комитета (г. Новополоцк, ул. Молодежная, д. 74, каб. 202, тел. 50-32-31).
Подготовила
Екатерина ВОЙШНАРОВИЧ