Права потребителя. Как обменять или вернуть товар надлежащего качества
Главный специалист отдела торговли и услуг Новополоцкого горисполкома Анастасия БАШУН рассказала корреспонденту «НС» о возврате и обмене качественного товара.
Условия возврата
Вернуть качественный товар возможно только при одновременном соблюдении условий, что товар:
является непродовольственным;
не был в употреблении;
сохранил свои потребительские свойства;
не включен в перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену и возврату.
К последнему пункту относятся, например, чулочно-носочные изделия, лекарственные средства, табачные изделия, мебельные гарнитуры и наборы, мебель с механизмами трансформации, приводимыми в движение электроприводом и т.д. (полный перечень установлен постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 июня 2002г. №778 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей»).
Вместе с тем некоторые товары из вышеупомянутого перечня можно вернуть, если они упакованы в герметичную (вакуумную) потребительскую упаковку, а также в потребительскую упаковку, обеспечивающую возможность установить, что товар не был в употреблении.
Кроме того, нельзя вернуть или обменять товар надлежащего качества, если он приобретен у физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, на рынке, в иных установленных для продаж местах или у ремесленника.
Наличие подтверждающих документов необязательно
Отсутствие у покупателя документа, подтверждающего факт приобретения товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований. Вместо этого могут использоваться свидетельские показания, элементы потребительской упаковки, на которых имеются отметки, подтверждающие, что приобретение товара осуществлялось у этого продавца, а также документы и другие средства доказывания, указывающие на приобретение товара у этого продавца. Однако зачастую привести такие доказательства затруднительно, поэтому лучше требовать у продавца платежные документы и сохранять их.
В какие сроки, как и куда обращаться
Вернуть или обменять товар надлежащего качества можно в течение 14 дней с момента его приобретения. Продавец может установить более длительный срок.
Заявить требование об обмене либо возврате товара можно письменно или устно. Вместе с тем, с целью соблюдения сроков продавцами, лучше прибегнуть к письменной форме (например, направить заказное письмо с уведомлением или внести запись в книгу замечаний и предложений).
Если потребитель хочет вернуть деньги, то продавец делает это незамедлительно, а в случае невозможности – максимальный срок для удовлетворения требования не может превышать семи дней. За нарушение указанных сроков продавец обязан за каждый день просрочки уплатить потребителю неустойку в размере одного процента цены товара на день его реализации потребителю.
Расчеты с потребителем при возврате уплаченной за товар денежной суммы осуществляются в той же форме, в которой производилась оплата товара, если иное не предусмотрено соглашением сторон.
Напоминаем, что отдел торговли и услуг Новополоцкого горисполкома консультирует по вопросам защиты прав
потребителей (г. Новополоцк, ул. Молодежная, 74, каб. 202, тел. 50-32-31)
Подготовила Екатерина ВОЙШНАРОВИЧ