Любовь к музыке у него в крови
Масштабный или камерный концерт, фестиваль, спектакль. Зачастую зритель полностью погружается в действие на сцене: сопереживает, радуется, грустит, веселится. Порой даже не задумываясь над тем, что добрую половину эмоций ему дарит техническая команда, которая в это время напряженно работает. От профессионализма и ответственного отношения к делу ее сотрудников во многом зависит качество света, звука, а также восприятие общей картины происходящего. Четкость и слаженность их действий играют большую роль. Но если за режиссерским пультом инженер звукотехнического оборудования Центра культуры Алексей Бутенко и его команда, можно не беспокоиться – мероприятие пройдет успешно.
В этом году Алексей Константинович награжден городской премией за высокие творческие достижения в сфере культуры и искусства «Признание-2021» в номинации «Лучший клубный работник».
Всегда собранный и спокойный на работе, в жизни Алексей – неординарная разноплановая личность. Любовь к музыке у этого парня в крови. Его дед Георгий Александрович виртуозно играл на гитаре, отец Константин Георгиевич выступал в составе новополоцкой рок-группы «Бяз назвы». Несмотря на явную предрасположенность к творчеству, школ искусств юноша не оканчивал, вокальных студий не посещал. Наибольшее усердие проявлял на занятиях физкультурой. С 6 лет увлекся игровыми видами спорта и много достиг в этом направлении. Выступал за юношеские сборные по футболу и баскетболу. Хорошую атлетическую форму сохраняет и сегодня, участвует в выездных товарищеских матчах.
Но тяга к музыке требовала самореализации. И счастливый случай представился. Однажды в полоцкой группе «Посткриптум» перед самым выступлением заболел гитарист, заменить которого предложили Алексею Бутенко. Для парня это был отличный шанс показать себя. И он умело им воспользовался. Поднабравшись опыта, в 2012 году Алексей основал рок-группу «Σοφία». Коллектив получил название в честь древнего памятника архитектуры – Софийского собора. Музыканты подобрались заинтересованные и быстро прогрессировали. За четыре года существования группа выпустила два сольных альбома с авторской музыкой и в буквальном смысле объехала всю Беларусь. На фестивале «Belarusian Underground Scene» в разные годы ребята брали приз зрительских симпатий и премии «Песня года», «Шоу года».
С тех пор творчество стало неотъемлемой частью жизни героя нашей сегодняшней публикации. По окончании Новополоцкого политехнического колледжа и получения специальности «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования» Алексей устроился в ОАО «Полоцк-Стекловолокно», затем перешел в филиал Полоцких электрических сетей ОАО «Витебскэнерго». В каждом коллективе был на хорошем счету. В Центр культуры попал с легкой руки ныне хорошо известного столичного звукорежиссера Сергея Афанасенко, который начинал свой профессиональный путь в этом учреждении. Здесь молодой музыкант трудится уже седьмой год.
Алексей, у вас был такой яркий творческий старт. Почему оставили сцену? Не решились штурмовать столицу?
– В качестве артиста я не выступаю с 2017 года. И дело даже не в том, что группа распалась, просто мне захотелось профессионального роста. Решил связать свою жизнь с композиторской деятельностью. Начал писать музыку для рекламы, компьютерных игр и трейлеров. Современный мир технологий тем и привлекателен, что ты можешь реализоваться где угодно, не покидая при этом родные места. Мне комфортно жить в своем городе, работать в Центре культуры. Я ценю то, что имею.
Чем так привлекательна для вас работа в Центре культуры?
– Здесь отличная команда единомышленников. Лояльное руководство, что немаловажно в нашем деле. Директор входит в положение сотрудников, и они отвечают ему взаимностью. Ведь иногда приходится работать в экстремальных погодных условиях и ограниченных временных рамках.
Для звукорежиссера Центр культуры – хорошая школа. Я испытываю особое удовольствие, когда в номере есть вокал, задействовано много различных инструментов. Это интересно, полезно как с творческой, так и с технической стороны.
Как происходит подготовка к мероприятию и что скрыто от зрителя во время его проведения?
– Услышать артиста, подобрать микрофон, музыку, подчеркивающую настроение действия на сцене, звуковые эффекты и обозначить, нужны ли они вообще. Правильно настроить оборудование: всё вовремя включить, нигде не поспешить, не опоздать. Нюансов много. На подготовку одного концерта уходит две-три недели, спектакля – еще больше. Даже тишина на сцене требует тонкой звуковой подстройки. Каждое мероприятие – это кропотливый творческий процесс. Здесь невозможно всё делать по накатанной.
Инженер светового оборудования Игорь Никитин, техник Кирилл Соболь, ответственный за мультимедиа Лариса Дударёнок, сценарист, человек, который следит за происходящим за кулисами, плюс еще два «пушкаря» – мы все время работаем в тесной связке. Если во время мероприятия вдруг что-то идет не так: кто-то из артистов что-то недопонял, понес не туда микрофон, – проблемы решаем сообща. Мы постоянно на связи по рации.
Форс-мажоры случаются?
– Конечно. Бывает, в тот же день сообщают, что вечером концерт. Работать приходится в авральном режиме, ведь зрителю не скажешь: у нас, мол, было мало времени, извините. Или приехали на открытую площадку, только установили оборудование – начался заливной дождь. В таких условиях мы не можем всё сразу запаковать и уйти. Пленкой обкручиваем, в чехлы одеваем. Были случаи, что после мероприятия воду из пультов выливали.
В сложные моменты очень ценны товарищеское плечо, командный дух. Но когда возвращаешься в центр, ставишь оборудование на свои места, если нужно разбираешь, просушиваешь, то испытываешь удовлетворение оттого, что всё получилось, праздник состоялся.
Сложно ли работать с приезжими, столичными артистами?
– Люди разные бывают, но в большинстве своем все же благодарят. Мне, например, очень нравится работать с Сашей Немо. Он всегда подходит, говорит спасибо. Приятно, когда на выездных концертах организаторы отмечают твой вклад.
Успех любого мероприятия только на 49% зависит от возможностей аппаратуры, остальное – мастерство звукорежиссера и его команды. Если ты делаешь свою работу хорошо, профессионалы это замечают.
А чье творчество вас вдохновляет? Как вы отдыхаете?
– Мне нравится техническая сторона создания музыки. С уважением отношусь к творчеству американской рок-группы «Falling in Reverse», немецкого композитора Ханса Циммера. Из новополоцких коллективов нравится «Detroit Hills». В свободное время играю в футбол. Люблю туризм. Часто бываем с отцом на рыбалке. Особенно мне нравится Лепельский край. Там все в озерах. Последнее время увлекся киберспортом. Вообще, мне по жизни повезло – я занимаюсь любимым делом, поэтому не устаю.
– Спасибо за беседу. И успехов вам в творчестве!
Нелли РАДЬКО
фото Алины Станкевич