Как в советское время спекулировали на автомобилях. Вспоминает майор милиции В.Можейко
10 ноября – День чествования ветеранов органов внутренних дел и внутренних войск МВД. Накануне этой знаковой для сотрудников белорусской милиции даты корреспондент «НС» пообщалась с майором запаса городского отдела внутренних дел Новополоцкого горисполкома Виктором Можейко. Насыщенная профессиональная биография Виктора Николаевича пришлась на бурные годы смены государственного политического строя и расцвета криминала в нашем городе. Не преувеличу, если скажу, что отдельные истории в его карьере вполне достойны экранизации.
В органы внутренних дел Виктора Можейко привела любовь к автомобилям. Уроженец Верхнедвинского края научился вождению еще мальчишкой, когда отец Николай Яковлевич брал его с собой на работу. После прохождения срочной службы в войсках связи под Минском Виктор вернулся домой, устроился водителем в местную санэпидстанцию, собирался жениться и строить свою судьбу в родном городе. Но вмешался случай – сосед, недавно устроившийся в Новополоцкий ГОВД, как-то заглянул в гости к семье Можейко и рассказал о вакансии милиционера-водителя. Виктор не горел желанием снова уезжать, но родители проявили настойчивость. Окончательное решение молодой человек принял, когда увидел новенький УАЗ-469 красивого синего цвета, на котором ему предстояло работать. Три года Виктор Николаевич возил сотрудников новополоцкого розыска, постепенно вникая в специфику деятельности органов внутренних дел и проникаясь уважением к их нелегкому, опасному труду.
– Созданный в кино образ бесстрашного милиционера-героя на самом деле сильно романтизирован. Успех – в командной деятельности. К примеру, большая часть работы следователей сводится к поиску доказательств и их оформлению на бумаге. Для того, чтобы раскрыть какое-либо резонансное дело, кропотливо и тщательно трудятся сотрудники сразу нескольких отделений. Бывает, месяцы, а бывает, и годы, – говорит Виктор Можейко.
В 80-х он поступил в Минскую среднюю специальную школу милиции им. М. В. Фрунзе (ныне – Специализированный лицей МВД РБ). Время учебы запомнилось ему не только интересными лекциями, практическими заданиями, но и серьезными событиями в истории страны. 4 октября 1980 г. трагически погиб первый секретарь ЦК Компартии БССР Петр Машеров, пользующийся огромным уважением и любовью белорусского народа.
– На церемонию прощания с Петром Мироновичем к Дому правительства пришли сотни тысяч людей, но пройти могли только единицы. На каждое предприятие давали ограниченное количество пропусков, поэтому толпа начала прорываться через военный кордон. Нас в срочном порядке вызвали на подмогу. Добираться пришлось трусцой, так как транспортное движение было приостановлено. Совершив трехкилометровый марш-бросок, мы окружили подходы к площади, восстановив порядок следования делегаций. Конечно, людской порыв был понятен, но ситуация выходила из-под контроля, и мог бы начаться хаос, – вспоминает Виктор Николаевич. – А еще никогда не забуду, как в 1982-м наша футбольная команда «Динамо-Минск» в заключительном матче первенства СССР обыграла москвичей и завоевала звание чемпионов Советского Союза. Эта была историческая победа! Мы обеспечивали охрану этого матча. Помню, как приближаясь к стотысячному стадиону, впервые услышал рев толпы. Звук был такой силы, что в радиусе нескольких километров с деревьев послетали птицы.
По окончании школы милиции молодой лейтенант попал на службу в отдел по борьбе с хищениями социалистической собственности Полоцкого ГОВД. Четыре года занимался выявлением спекулянтов, фальшивомонетчиков, нарушений правил валютных операций, драгметаллов. Особенно пришлось повозиться с делом по перепродаже советских легковых машин. Популярностью тогда пользовались ВАЗ-2106 «Жигули». Чтобы купить авто, нужно было отстоять в очереди несколько лет. Быстрее заветную «шестерку» мог получить только ветеран войны. Вот нечистые на руку граждане и рыскали по деревням в поисках такого дедушки. Уговаривали его совершить дорогостоящую покупку за их счет, находили заказчика и тут же перепродавали ее. Вся операция производилась через ветерана, который получал на руки 500 рублей, а злоумышленник при этом оставался чист. Трудностей добавлял тот факт, что покупателями оказывались граждане Грузинской, Армянской ССР. Вот Виктору Николаевичу с коллегами и пришлось помотаться по отдаленным уголкам и кавказским горам Советского Союза. В итоге спекулянт был найден – его прибыль от махинации только с одной машиной доходила до 4 тысяч советских рублей, тогда как сам автомобиль стоил 9 тысяч.
Но это были цветочки по сравнению с теми годами, что пришлись на время службы Виктора Можейко в Новополоцком ГОВД. Пять лет он отработал участковым милиционером, повидал много бытовых разборок и семейных дрязг, некоторые из которых заканчивались поножовщиной. С распадом СССР в стране началась серьезная перестройка государственных систем – лучшее время для расцвета бандитизма. Новополоцк в буквальном смысле превратился в белорусскую криминальную столицу.
– Если в 80-х у нас было один-два случая кражи автомобилей, то в 1993-м их количество перевалило за сотню. Причем чаще всего поиски не имели успеха, так как злоумышленники разбирали машину на запчасти и распродавали по всему региону. Однако многие дела все-таки удалось раскрыть. Например, в середине 90-х мы расследовали дело по пропаже автомобиля Volkswagen Vento. Взломать ее было тяжелее отечественной, поэтому грабители перетянули машину буквально на руках. Видимо, ее собирались перепродать целиком, но пока искали покупателей, мы вышли на их след, – вспоминает герой нашей сегодняшней статьи.
Бывали в его практике удивительные случаи, когда жажда наживы приводила уважаемых и обеспеченных людей на скамью подсудимых. И курьезные дела. Как-то женщины, торгующие на рынке семечками, пожаловались на конкурентку, которая скупала этот продукт в Украине и таким образом расширяла свою сеть сбыта. Выгоду спекулянтки пришлось оценивать, перемерив мешок стаканами.
За время службы в органах внутренних дел Виктор Можейко окончил Академию МВД Беларуси, прошел путь от водителя до начальника штаба Новополоцкого ГОВД, на пенсию вышел в звании майора. О том, что стал милиционером, говорит с гордостью: «Оглядываясь назад, могу с уверенностью сказать, что мне не стыдно за свою работу. Я всегда оставался верен себе как человеку и букве Закона, которому служил».
Нелли РАДЬКО
фото Анастасии Григоренко