К 100-летию военизированной охраны БелЖД. Как обеспечивается безопасность грузов на станции Новополоцк
Солидную дату – 100-летие! – 9 декабря отметила военизированная охрана государственного объединения «Белорусская железная дорога». История стрелковой команды станции Новополоцк началась, конечно, позже, ведь она, как и история города, тесно связана с рождением первенца белорусской нефтепереработки. В апреле 1963-го станция приняла первый состав с сырьем для Полоцкого НПЗ. Безопасность транспортировки обеспечивал специально сформированный пожарный поезд. На его базе в 2004 году и была создана стрелково-пожарная команда.
Когда Василий Стрельченко пришел в охрану станции Новополоцк стрелком, подразделение базировалось в самом настоящем вагоне поезда. Было это в апреле 2005-го. А через пять лет он стал начальником караула. Сегодня грамотный и ответственный работник к 100-летию ВОХР за добросовестное выполнение служебных обязанностей награжден Почетной грамотой Белорусской железной дороги.
Рассказывая об охране железнодорожных грузов, Василий Александрович подчеркнул, что без принципиальности и внимательности работать тут не получится. Кроме этого, на должности стрелков могут претендовать только физически крепкие мужчины, с «чистой анкетой». Такая избирательность оправдана. Во-первых, подразделение военизированное, то есть на дежурство заступают с оружием и спецсредствами. Во-вторых, ответственность высокая: на станции Новополоцк большинство грузов – опасные, в том числе есть горючие и взрывчатые вещества, дорогостоящее оборудование. В-третьих, приходится встречаться и с нарушителями.
Василий Стрельченко возглавляет один из четырех караулов. Сегодня в стрелковой команде есть и пятый, оперативный. А когда его не было, задержанием злоумышленников и преступников занимались стрелки. И таких «уловов» у самого Василия Александровича за годы службы немало.
Опытный начальник караула сложной свою работу не считает. Хотя тут, конечно, дело в этом самом опыте. Но степень ответственности можно понять по объему служебных обязанностей. В них входят координация работы подчиненных в течение 12-часовой смены, постоянная связь со станцией Новополоцк, оперативное реагирование на все вводные, контроль по мониторам системы видеонаблюдения ситуации в двух парках, где принимают и формируют составы, и многое другое. И в каждом моменте важна внимательность к самым мелким деталям. Что же держит столько лет на этом месте? «Стабильность, – немного подумав, ответил Василий Стрельченко. – Всё крутится: сырье идет, заводы работают – химические и нефтепродукты нужны всегда… Поэтому и мы без работы не остаемся».
Решение о создании на базе аварийно-спасательного поезда стрелково-пожарной команды было принято для того, чтобы обеспечить сохранность перевозимых на станции Новополоцк грузов. В 2005 году завершилась реконструкция в выделенном для подразделения здании, рядом с которым построили питомник для служебных собак. Тогда численность личного состава была 56 единиц.
– Теперь наш штат – это 29 человек, – рассказал заместитель начальника стрелковой команды военизированной охраны станции Новополоцк Сергей Лобачёв. – Изменение в численности связано с тем, что в свое время аварийно-спасательный поезд вывели из штата военизированной охраны. А позже отказались от использования в работе служебных собак.
Начинается смена у каждого караула с медосмотра, затем – развод. Стрелки проходят инструктаж, получают радиостанции, оружие и спецсредства. А дальше идет привычная работа. Осмотр вагонов-цистерн, проверка правильности наложения запорно-предохранительных устройств, пломбировка. Так как большинство грузов – в жидком состоянии, то еще и контроль протечек. Кроме того, стрелки сопровождают составы до станций Полоцк, Молодечно, Витебск, где передают их под охрану коллегам. Наибольшей «востребованностью» у расхитителей пользуются бензин и дизельное топливо, различные запчасти от оборудования, инструменты, металлолом – всё, что по мнению нечистых на руку граждан может пригодиться в личном хозяйстве.
– С того момента, как вагоны поступили на станцию Новополоцк, мы несем ответственность за их охрану, так как действия злоумышленников могут напрямую угрожать безопасности движения, экологии, жизни людей и нанести значительный материальный ущерб, – продолжает Сергей Лобачёв. – И наша задача – защищать грузы, имущество железной дороги. Круглосуточно и незаметно мы делаем свое дело. Сегодня работаем в новых условиях, обеспечивая безопасность при формировании и движении составов, в том числе – с опасными грузами. И эти задачи мы решаем успешно!
Из истории стрелково-пожарной команды станции Новополоцк
- 1 апреля 1963 года Приказом министра путей сообщения СССР была открыта для грузовых операций и включена в тарифное руководство станция Новополоцк.
- В апреле 1963 года на станции был сформирован пожарный поезд и принят первый состав с нефтью для НПЗ. Начальником пожарного поезда был Виктор Самусев, затем на этой должности работали Николай Песляков, Михаил Романович, Владимир Свиридов, Александр Вишневский.
- В 2001 году пожарный поезд преобразован в пожарный аварийно-спасательный поезд 2-й категории.
- 22 июня 2004 года на станции Новополоцк – на базе отдельного пожарного аварийно-спасательного поезда – создана стрелково-пожарная команда, которая входила в состав Минского отряда военизированной охраны и базировалась в железнодорожном вагоне, переоборудованном под служебно-бытовое помещение. Первым начальником команды был назначен Александр Богуславец.
- В октябре 2005 года команда разместилась в современном благоустроенном здании с необходимыми бытовыми и служебными помещениями.
- В 2013 году в связи с реорганизацией стрелково-пожарная команда переименована в стрелковую.
Начальники СПК:
С декабря 2005 года – Николай Дмитриченко.
С января 2008 года – Владимир Демченко.
С июня 2008 года по 12.11.2021 – Александр Ловкис. Под руководством Александра Ловкиса укрепились материально-техническая база стрелковой команды, профессионализм и сплоченность коллектива. За достигнутые успехи и своевременное выполнение производственных заданий многие сотрудники за это время поощрены начальником Белорусской железной дороги.
Олеся УСОВСКАЯ
фото Анастасии Григоренко