Техническое обслуживание дома – что это?
Сегодня расскажем о том, что скрывается за строкой «техобслуживание» в извещениях об оплате ЖКХ-услуг. Перечень соответствующих работ определен специальным документом – постановлением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 20 мая 2013 г. №12. Найти его несложно в сети Интернет, например, на pravo.by или на Портале коммунальной грамотности, поэтому переписывать больше ста позиций длинного списка не будем. Но главное обозначим.
Все работы по техобслуживанию разбиты на две группы:
- поддержание в исправном и работоспособном состоянии конструктивных элементов;
- обеспечение установленных параметров и режимов работы, наладка и регулирование инженерных систем.
Что из этого можно понять? А то, что каждый дом – это целый комплекс конструкций и систем, а задача обслуживающей организации – обеспечить их нормальное состояние. Для этого нужно регулярно осматривать и устранять проблемы в фундаментах, стенах, подвалах, перекрытиях, на крышах, дверях, окнах, в технических помещениях, таких как чердаки, электрощитовые, входы в подъезды и так далее. С заданной периодичностью проводить осмотры и профилактические ремонты систем отопления, вентиляции, электроснабжения, всех видов водоснабжения и канализации. А также оперативно устранять любые аварийные ситуации.
РАЗ В ГОД ИЛИ КАЖДЫЙ МЕСЯЦ?
Конечно, не все сто с лишним видов работ проводятся ежемесячно. Их периодичность также определена Постановлением №12. Например, система центрального отопления нуждается в одном включении и одном отключении в год. При этом засорение канализации, протечки водопроводов, запорной арматуры, задвижек устранят по мере обнаружения, а заменят запчасти – при необходимости. Работоспособность системы вентиляции проверят дважды за год. Но если жильцы заметят проблемы – рабочие проведут обследование по заявке. Незначительные неисправности электропроводки вне квартир отремонтируют, как только обнаружат. Показания с групповых счетчиков воды и электричества снимут раз в месяц или чаще. А систему противодымной защиты и автоматической пожарной сигнализации в «высотках» больше 10 этажей обязаны проверить каждые 30 дней.
СКОЛЬКО СТОИТ ТЕХОБСЛУЖИВАНИЕ
Тариф за квадратный метр устанавливает государство. Сумма в жировке зависит от метража жилого помещения. В среднем новополочане за всё, что перечислено выше, в том числе за устранение различных аварий, платят по 5-7 рублей в месяц.
А КТО ПРОВЕРИТ?
В нашем городе есть заказчик услуг по техобслуживанию – это Новополоцкая управляющая компания. А есть исполнитель – КУП «ЖРЭО». За графики плановых работ, их проведение и устранение аварий отвечают ЖЭСы, то есть исполнитель. А проверку ежемесячно организует заказчик. И если что-то из списка техобслуживания сделано некачественно или не проведено вовсе, сумму в жировке жильцам пересчитают. Кроме того, есть виды работ, которые контролируют специальные организации. Например, МЧС или Госэнергогазнадзор.
Екатерина Павлова, начальник производственно-технического отдела КУП «ЖРЭО»:
– В общем список работ по техобслуживанию, с небольшими исключениями, одинаков для всех домов в Новополоцке. Ведь в каждом есть стены, крыша, окна и двери, подвал, проведены отопление, канализация, электричество… А вот сам перечень периодически пересматривается. И все последние изменения направлены на его расширение за счет того, что в техобслуживание включают работы, которые раньше делались в рамках текущего ремонта. Например, теперь мы можем сразу менять задвижки до 50-го диаметра, а не ждать, пока на это выделят деньги из бюджета. И человек даже не почувствует нарушения в функционировании этого большого организма – дома. А так как многие работы по техобслуживанию проводятся в подвале или на чердаке, то для жильцов они вообще не заметны. Например, вернувшись домой вечером, лишь по мигающим часам на микроволновке они узнают, что ненадолго отключалось электричество.
Не стоит беспокоиться и о том, что дома посещают «раз в год». Фактически на каждом наши специалисты бывают едва ли не раз в два дня, ведь помимо графиков техобслуживания, есть заявки от жильцов или случаются аварийные ситуации. И когда работники комплексного обслуживания устраняют протечку в подвале, то заодно и исправность остального трубопровода тоже проверят.
Олеся УСОВСКАЯ