Алла Шальман, педагог Детской школы искусств №3: «Игра на скрипке дает фантастическое развитие математических способностей ребенка»
«Музыка дисциплинирует, развивает детей. Буквально через пару месяцев занятий на инструменте, они словно преображаются изнутри. Есть даже такое крылатое высказывание, что скрипач не может быть плохим человеком», – уверенно говорит учитель по классу скрипки, заведующий струнно-смычковым отделением ГУО «Детская школа искусств №3 г. Новополоцка» Алла Шальман.
Чуткая и внимательная Алла Анатольевна умеет найти подход к каждому ребенку. Учит детей не просто играть на скрипке, а погружаться в мир искусства, чувствовать, сопереживать, тонко реагировать на исполняемую мелодию. Большое внимание уделяет работе с родителями. Проводит просветительские, музыкальные, концертно-познавательные мероприятия. Успешно руководит ансамблями струнно-смычковых инструментов «Веселые нотки» и «Карамельки», которые не раз становились призерами музыкальных конкурсов различных уровней. Украшает своим талантом городские культурные события как сольный исполнитель и в составе инструментального ансамбля учителей школы «Гармония».
Работе в ДШИ №3 Алла Шальман посвятила всю свою жизнь. В этом году она празднует двойной юбилей: 30-летие с того момента, как пополнила ряды коллектива этого самобытного учреждения культуры, и круглую дату в личной биографии.
Алла Анатольевна, как вы пришли в мир музыки?
– Вообще тяга к музыке всегда явно прослеживалась в нашем роду. Мой дядя хорошо играл на гармошке, брат самостоятельно освоил гитару, но профессиональное образование получила только я.
А начался мой путь с курьезного случая в детском саду. Напевая однажды какую-то песенку, я села за пианино и на слух подобрала к ней мелодию. Услышав это, воспитатель зашла в комнату и строго спросила, кто играл. Все дети притихли. Я тоже испугалась. Думала, что накажут, но призналась. Каково же было мое удивление, когда педагог стала хвалить. Позже она даже настояла на том, чтобы родители отвели меня в детскую школу искусств №1. Именно там и были заложены основополагающие азы будущей специальности, но подлинная любовь к миру искусства созрела во мне только в годы учебы в Новополоцком музыкальном училище. С большой благодарностью вспоминаю своих преподавателей Светлану Александровну Долгочёву и Галину Геннадьевну Назимову. Для меня было очень ответственно выходить на сцену, чувствовать себя причастной к чему-то настоящему.
В Белорусском государственном педагогическом университете им. Максима Танка в Минске, где получила высшее образование, испытывала истинный трепет, работая с большими мастерами музыкального искусства страны.
А вы оказывали влияние на профессиональный выбор своих детей?
– Для меня никогда не стоял вопрос, будут ли мои дети учиться в школе искусств. Другое дело – выбор дела для жизни. Здесь я не вмешивалась. Сейчас дочь Алена занимается веб-дизайном, сын Владимир углубленно изучает точные науки в университете. Но музыка во многом поспособствовала их сегодняшним успехам. Ведь соприкосновение с этим видом искусства благотворно влияет на воспитание и развитие любого ребенка.
Но как привлечь современное поколение к игре на инструменте? Какие способности ребенка помогает раскрыть скрипка?
– Дети сейчас действительно больше ориентированы на гаджеты, и завлечь их чем-то серьезным трудно. Однако не всё так печально. Наоборот, в последнее время мальчишки и девчонки охотно идут в школы искусств. Причем многие выбирают именно скрипку. Каждому ребенку я стараюсь подбирать индивидуальный репертуар. Где-то опираюсь на их предпочтения. Часто использую в работе собственные аранжировки музыкальных произведений.
Конечно, скрипка непроста в плане постановки. Но вы даже не представляете, какое фантастическое развитие математических способностей она дает! Ведь когда мы играем, приходится думать наперед, просчитывать шаги, как в шахматах. Занятия приучают детей трудиться. С течением времени они становятся более внимательными, терпеливыми, понимающими.
За последние несколько лет ансамбль струнно-смычковых инструментов «Веселые нотки» под вашим руководством заметно поднаторел в концертно-конкурсной деятельности. Расскажите о его успехах.
– Ансамбль скрипачей в нашей школе существовал всегда, но не имел названия. Когда в 2016 году ко мне пришли дети, способные показывать хороший уровень исполнительского мастерства, я поняла, что пора дать возможность коллективу проявить себя на более высоком уровне. В тандеме с учителем по классу фортепиано Ольгой Колбачёвой мы придумали название «Веселые нотки» и начали участвовать в фестивалях. Помню, как на международном конкурсе современного искусства «Аванти» в Минске дети от неуверенности сбились на сцене в кучу. Мне даже пришлось выбежать из-за кулис и расставить их так, чтобы они не мешали друг другу. Ансамбль тогда завоевал диплом первой степени. Было бесконечно приятно, что наших детей так высоко оценили столичные мэтры.
Сегодня девчонки сами рвутся на сцену. Очень любят выступать. В процессе многолетней работы «Веселые нотки» завоевали множество наград. У коллектива появился свой стиль. Мы играем преимущественно задорную, энергичную музыку, в особенности уважаем джаз. С помощью родителей учащихся я шью концертные костюмы, которые постоянно обновляются.
А два года назад мы решили создать на базе нашей школы еще один ансамбль – «Карамельки». По сути это младший состав «Веселых ноток». Однако наши будущие звездочки уже могут дать фору старшим. В этом году они завоевали первое место на престижном международном конкурсе.
Вот уже 30 лет вы трудитесь в детской школе искусств №3. Чем она так дорога вашему сердцу?
– Может, это прозвучит пафосно, но школа стала для меня второй семьей. Еще в юности я мечтала работать именно здесь. После окончания музучилища распределилась в Докшицы, но по счастливому стечению обстоятельств через год попала в ДШИ №3. С тех пор коллектив учреждения стал для меня родным. В нем царит особая душевная атмосфера. Мы поздравляем друг друга с праздниками импровизированными номерами, шуточными музыкальными произведениями. Такие моменты сплачивают, дают заряд творческой энергии. Как говорил герой знаменитой киноленты Леонида Гайдая: «Я иду на работу как на праздник».
Нелли РАДЬКО
фото Анастасии Григоренко, из архива Детской школы искусств №3