Алексей Чапковский: «Сделан шаг к проведению реформы системы местного управления и самоуправления»
Алексей Чапковский, управляющий Центром по обеспечению деятельности бюджетных организаций города Новополоцка, депутат городского Совета депутатов, член РОО «Патриоты Беларуси» :
– Не стану говорить о том, что назрела необходимость внесения изменений в Основной Закон страны – Конституцию, это очевидно всем и это объективная реальность. Остановлюсь на изменениях, наиболее актуальных и затронувших меня как человека и гражданина.
Первое – заложенный в Конституцию приоритет сохранения национальной самобытности, исторических, культурных и духовных традиций белорусского народа, основывающихся на традиционных христианских ценностях. По моему мнению, данное положение приобрело колоссальную значимость в последние годы, когда активно навязываемая глобализация обезличивает все эти понятия. Что ведет к потере национального самосознания и идентичности и, как следствие, – к утрате национального суверенитета и распаду государственности.
Второе – внесение предложения о сохранении исторической правды и памяти о подвиге, совершенном белорусским народом в годы Великой Отечественной войны. У меня на войне погибли оба деда, один в Белостокском погранотряде, второй в Россонском районе в партизанском отряде им. Н.А. Щорса под руководством П.М. Машерова. Я думаю, никого из белорусов не могут оставить равнодушным высказываемые в последнее время идеи и попытки принизить, а зачастую и очернить роль и вклад белорусов и всего советского народа в победу над нацизмом.
Третье – как депутат Новополоцкого городского Совета депутатов в положительную сторону отмечаю исключение из Конституции положения, которым конкретизировались виды административно-территориальных единиц. Это является первым шагом к проведению реформы системы местного управления и самоуправления.
Действующая в настоящее время в Республике Беларусь система далека от требований эффективного развития территорий. Местные органы не наделены достаточными полномочиями и не располагают соответствующей материальной базой для решения социально-экономических проблем. Не создан рациональный механизм сочетания местного и республиканского управления, местного управления и самоуправления.
Существенным фактором, снижающим эффективность деятельности Советов, является дисбаланс между собственными финансовыми ресурсами и теми обязанностями, которые возложены на органы местного самоуправления. В Законе Республики Беларусь от 4 января 2010 г. №108-З «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» нет норм, обеспечивающих формирование и наличие у Совета депутатов собственной материально-финансовой базы. Получается, что реально они отстранены от вопросов формирования и распоряжения финансами и материальными средствами, управления коммунальной собственностью, не имеют собственных исполнительных органов, а деятельность существующих исполкомов и местных администраций контролируют лишь по ограниченному кругу вопросов. Налоги для районных властей устанавливает областное руководство.
В целях наделения большими полномочиями местных органов власти и соответственно увеличения поступлений в местные бюджеты считаю необходимым внести предложения по изменению нормативов отчислений от налоговых поступлений, предполагающие внесение изменений в Бюджетный кодекс Республики Беларусь. Также необходимо изменить нормативы налоговых отчислений, которые определяют областные Советы депутатов в сторону их увеличения для города.
Без реформы местного управления и самоуправления Беларуси и установления полновластия местных органов не справиться с многочисленными проблемами, возникающими на местах. Необходимо, чтобы появились сильные территориальные органы власти, способные взять под свой контроль социальную и производственную деятельность в регионах, именно от них будет зависеть качество жизни населения.