Первостроителю Новополоцка Эдуарду Шиманскому 85 лет
Первостроителю Новополоцка Эдуарду Шиманскому 85 лет. Из них 53 года он посвятил родному городу и заводу «Нафтан». Эдуард Антонович словно бесценная историческая летопись Нефтеграда с первых дней его строительства. Самое трудное в любом деле – быть первым: вести за собой молодых ребят, которые только что окончили институт, вдохновлять, когда заканчиваются силы, убеждать и помогать советом в трудных ситуациях, быть надежным товарищем и справедливым руководителем.
С мечтой о крыльях
– В школу я пошел после войны. Учителя посмотрели на меня и сказали: «Ты читать и писать умеешь – иди сразу во второй класс». Мне очень хотелось связать свою жизнь с самолетами и аэропортами, поэтому после школы сразу поехал в Киев поступать в Институт гражданского воздушного флота, но не прошел медицинскую комиссию. Отчаиваться было рано. По всей стране грохотали комсомольские стройки, и, вернувшись в Минск, я поступил в Белорусский политехнический институт им. И.В.Сталина на гидрологический факультет.
Великие стройки коммунизма
– Когда я заканчивал институт, в строительстве начинался необычайный подъем. Очень популярен был лозунг: «Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее – наша задача». Мне посчастливилось побывать на трех великих стройках коммунизма.
Первая моя практика проходила на Княжегубской ГЭС в Мурманской области на реке Ковде, рядом с Белым морем. Очень интересная была стройка. Все работы велись под землей. Это для того, чтобы станция имела перепад уровней воды.
Второй практикой была Сталинградская ГЭС (ныне Волжская). А в то время – самая крупная гидроэлектростанция в Европе.
В 60-63-х годах она была крупнейшей в мире. Шел 1956 год. Студентов на стройку направляли очень много из Москвы и Ленинграда. Мы жили в палаточном городке на берегу Волги – по тридцать человек в палатке.
А вот на преддипломную практику я попал на Кременчугскую ГЭС. После защиты диплома мне, естественно, хотелось работать на масштабных стройках. Но к тому времени все большие проекты из-за недостатка средств были закрыты.
Начало строительства Новополоцка
– Окончил я политехнический институт по баллам седьмым. На комиссии мне говорят: «Предлагаем вам место работы между Пуховичами и Осиповичами. Будете заниматься мелиорацией». На это я ответил, что неинтересно осушать болота, когда надо что-то строить.
И тогда мне предложили совершенно новую точку рядом с Полоцком. Я и еще тринадцать сокурсников получили направление на строительство будущего завода «Нафтан». Это был 1958 год.
Я приехал в августе. Добрался до деревни Охотница, где через реку Западная Двина была установлена паромная переправа. Переехал на противоположную сторону, а тут уже стояли три палатки и деревянная изба, оставшаяся от деревни Плаксы. В ней находилась бухгалтерия. Ко мне сразу подошел начальник и говорит: «Вот тебе направление на стройку. Сейчас мы начинаем возводить тридцать общежитий. Десять из них построишь сам. Назначаю тебя мастером. Как построишь, так и заселяйся с товарищами».
Ребята, получившие направление вместе со мной, тоже приехали, но некоторые через пару недель, не выдержав условий работы, сбежали. Из тринадцати осталось семь или восемь человек. Мы жили в первой Боровухе на частных квартирах. Проходить пешком шесть километров от стройки до дома было неудобно, поэтому общежития мы построили быстро и заселились в них перед самым Новым, 1959 годом.
Завод. АВТ-1
– В 1960 году меня отправили старшим прорабом на возведение первой установки атмосферно-вакуумной трубчатки – АВТ-1, а с ней и других объектов: насосных станций, печей для разогрева нефти и нескольких теплообменников. Для меня все было незнакомо. Вечером я забирал чертежи в общежитии, раскладывал их на полу и изучал. Мне тогда было 23 года, соображать приходилось быстро.
Помнится, перед пуском завода зарядил проливной дождь, а дорог в то время не было. Все котлованы под фундаменты для эстакад затопило. Нужно было спасать стройку! Для того, чтобы обезводить площадку, мы проложили трубы через весь завод. Дождь шел и днем и ночью. Насосы непрерывно откачивали воду. Мы быстро очищали котлованы и бетонировали фундамент. Главный инженер застрял в яме и не смог выбраться. Рабочие его подхватили под руки и вытащили, а резиновые сапоги так и остались стоять в глине.
Комсомольская молодость
– Пять лет я был комсоргом группы, а еще играл в оркестре народных инструментов. У меня до сих пор баян и балалайка лежат в шкафу. Выступали с концертами в Москве в Лужниках и на Ленинских горах. На стройке работало очень много молодежи, и меня попросили построить клуб. На улице Двинской находилась столовая, которую мы переделали в помещение для танцев. Жить было трудно, но весело.
Спутница жизни
Со своей будущей женой я познакомился в клубе в 1959 году.
Она приехала из Могилева в составе группы студентов проходить практику. Тогда я сделал ей предложение. А уже через год добился, чтобы ее распределили именно на эту стройку. Когда-то к нам в гости приезжала мамина старшая сестра и дала нам напутствие: «Будьте счастливы и не ругайтесь между собой. Жизнь очень быстро проходит, потом будете жалеть, что потратили время на выяснение отношений». Я и сейчас вспоминаю эти слова. Наверное, следуя ее совету, мы и живем вместе душа в душу 62 года.
Летопись трудового пути
– В 1965 году создается управление по монтажу сборного железобетона, и меня назначают начальником треста №26 «Железобетонмонтаж». А мне было только 27 лет. Проработал я в этой должности до 1974 года. Затем меня назначили главным инженером на объекты 12 районов области. И снова 10 лет непрерывного строительства животноводческих ферм, комплексов и школ. А потом вызывают в исполком и говорят: «Хватит вам заниматься строительством. Мы хотим, чтобы вы возглавили филиал института «Витебскгражданпроект». Там и трудился много лет.
Когда наступил 1990 год, работы стало меньше. Я впервые в жизни столкнулся с сокращением персонала. Это было сложно психологически.
Вот такая карьера: 30 лет в строительстве и 23 года работы проектировщиком. Весь мой трудовой путь пришелся на масштабные стройки. У меня пять грамот Верховного Совета БССР, сейчас они хранятся в городском музее. А за одну из пятилеток меня представили к ордену Трудового Красного Знамени.
Исторических событий, в которых принимал участие Эдуард Шиманский, с лихвой хватило бы на десять жизней. Но они все уместились в одной – пламенной, мощной, крылатой!
Растут и хорошеют новые микрорайоны, развиваются промышленные предприятия, потому что в их фундаментах заложен профессионализм наших первостроителей.
Виктор БОРТНИКОВ
фото Анастасии Григоренко