Меняются средства – меняются правила. Начальник Новополоцкого ГАИ рассказал о новшествах в ПДД
Осенью в силу вступят изменения в Правила дорожного движения. Там появились новые положения, регламентирующие использование таких средств передвижения, как электросамокаты, гироскутеры, сегвеи. Изменения коснулись и других участников дорожного движения. О самом важном из нововведений мы попросили рассказать начальника Госавтоинспекции Новополоцкого ГОВД Андрея ТУЛЬКО.
Андрей Геннадьевич, расскажите, чем обусловлено обновление ПДД?
– В последние годы существенно выросло количество средств передвижения с электромотором: электросамокатов, гироскутеров, сегвеев. Скорость, которую способны развивать отдельные из них (некоторые электросамокаты разгоняются до 50 км/ч и больше), может создавать угрозу и для пешеходов, и для самих самокатчиков. При этом четких правил, регламентирующих использование подобных средств мобильности, не было. Это затрудняло обеспечение безопасности движения и осуществление контроля за соблюдением правил дорожного движения участниками, передвигающимися на данных устройствах. Теперь введено специальное понятие «средство персональной мобильности» (СПМ). К ним отнесли приспособления, приводимые в движение двигателем, но не являющиеся транспортными средствами: электросамокаты, гироскутеры, сегвеи, моноколеса и другие. В то же время человек, который передвигается на СПМ, приравнивается к пешеходу, равно как и те, кто передвигается на коньках, лыжах, самокатах, в инвалидной коляске.
О каких правилах нужно знать владельцам СПМ?
– Двигаться на СПМ необходимо по велосипедной дорожке, а при ее отсутствии – по тротуару, пешеходной дорожке либо обочине, со скоростью не выше 25 км/ч, не создавая препятствия для движения пешеходов. Движение по проезжей части не допускается.
Следует помнить: чем ниже скорость, тем меньше опасности для других пешеходов и самого лица, управляющего СПМ. Электросамокат не должен создавать препятствий для движения велосипедистов на велосипедных дорожках, для других пешеходов – на тротуарах или пешеходных дорожках. Пересекать проезжую часть владельцам СПМ необходимо по велопереездам или велосипедным дорожкам, а в их отсутствии по пешеходным переходам, убедившись в безопасности перехода, и со скоростью идущего шагом пешехода.
А есть ли требования к лицу, передвигающемуся на СПМ?
– В темное время суток гражданин обязан обозначить себя световозвращающими элементами, а на СПМ включить фару (фонарь). Рекомендуется использовать шлем. Среди запретов – алкогольное или наркотическое опьянение и (или) возраст до 14 лет (кроме жилых и пешеходных зон).
Есть ли скоростные ограничения?
– Изменениями в ПДД закрепляется возможность передвижения вне населенных пунктов на автомагистралях и дорогах для автомобилей мотоциклов, легковых автомобилей, грузовых автомобилей массой не более 3,5 т со скоростью не более 120 км/ч, а для автобусов – не выше 100 км/ч.
Данный пункт многие водители сразу истолковали для себя неверно, полагая, что скоростной лимит до 120 км/час повысится на всех дорогах. Это не так! Речь идет только об автомагистралях и дорогах для автомобилей, обозначенных специальными дорожными знаками.
Сейчас скорость движения на них повышается с помощью знаков ограничения скорости.
После вступления изменений не будет необходимости в установке таких знаков на указанных дорогах.
Что касается остальных дорог, на них пока всё остается без изменений. Напомню, что выбор скоростного режима – это ответственность водителя. Он не должен определяться только знаками, необходимо в первую очередь учитывать время суток, интенсивность движения, погодные условия, состояние дорожного полотна и так далее.
Вводится новый дорожный знак «Зона с ограничением максимальной скорости движения». При его наличии скорость движения транспортных средств на определенных территориях, например в зоне плотной жилой застройки, ограничивается 30 км/ч.
У кого же приоритет? Что изменится для пешеходов в связи с нововведениями в ПДД?
– Правилами уточнен порядок предоставления преимущества в движении. Оно будет считаться предоставленным, если расстояние между транспортным средством и приближающимся пешеходом составило не менее двух полос движения (при их наличии).
В это расстояние может входить полоса движения транспорта и разделительная полоса (зона), полоса движения транспорта и островок безопасности, а также полоса движения и трамвайный путь попутного направления. Таким образом на дорогах с тремя полосами движения в одну сторону при начавшем двигаться по нерегулируемому переходу пешеходе водителю можно продолжить движение без остановки только по крайней левой полосе, если пешеход начинает пересекать проезжую часть дороги с правой стороны.
На какие еще новации стоит обратить внимание участникам дорожного движения?
– Запрещается перевозить нетрезвых пассажиров на мотоцикле (кроме бокового прицепа к нему) и мопеде. При этом данные лица по требованию сотрудников ГАИ будут обязаны пройти освидетельствование.
Устанавливается обязанность водителей в период с 25 мая по 5 июня и с 25 августа по 5 сентября при нахождении на дорогах в светлое время суток включать ближний свет фар. Эти акции ГАИ, приуроченные к началу и окончанию учебного года, проводились ежегодно. Теперь они закреплены в Правилах.
Велосипедисты вне населенных пунктов в темное время суток должны будут ездить в одежде со световозвращающими элементами. Исключение будут составлять случаи движения по велосипедной дорожке. Пересекать проезжую часть велосипедист будет обязан по велосипедному переезду или велосипедной дорожке, а при их отсутствии – по пешеходному переходу. При этом он вправе не спешиваться.
Это не означает, что велосипедист может, не снижая скорости, «влетать» на пересечение с проезжей частью и продолжать на нему двигаться с той же скоростью. В ПДД оговаривается, что при подъезде к пересечению с проезжей частью велосипедист должен заблаговременно снизить скорость движения и, убедившись в безопасности выезда на проезжую часть, пересекать ее со скоростью идущего шагом пешехода.
Эффективность нововведения, думаю, покажет время. Могу привести пример. Когда началась практика минимизации числа нерегулируемых пешеходных переходов в городах, в Новополоцке на улице Молодежной убрали семь таких переходов, не осталось практически ни одного. А регулируемые оказались на значительном удалении друг от друга. Было много критики со стороны жителей города и предположений, что вырастет число ДТП из-за того, что люди перестанут пересекать проезжую часть в положенных местах.
Однако цифры показали другое: если до нововведения на этой улице было семь ДТП с участием пешеходов за 12 месяцев, то спустя год после изменений – ни одного. Возможно, предпринятые изменения заставили пешеходов с большей ответственностью подходить к своей безопасности. Надеюсь, так же будет и с велосипедистами.
Учли ли разработчики норм веяние времени – стимулирование использования электротранспорта?
– Да, в новой редакции Правил для владельцев этого экологически чистого вида транспорта предусмотрена возможность проезда по полосе, предназначенной для движения общественного транспорта, обеспечение доступности электрозарядной инфраструктуры и другие.
Подготовила Екатерина ВОЙШНАРОВИЧ
фото из архива «НС» и открытых источников