Новополоцкими поисковиками обнаружены фрагменты самолета времен Великой Отечественной войны. ФОТО
В этом году продолжаются поисковые работы в районе деревни Матейково. Отрядом «Разведчики воинской славы» в земле на глубине четыре метра обнаружены и подняты на поверхность основные детали самолета Пе-2. Предположительно, он был сбит 2 июля 1944 года. На двигателе хорошо сохранился номер. Эти цифры, надеются поисковики, помогут в ближайшее время установить имена экипажа.
В лесном массиве на краю болота несколько человек склонились над глубокой ямой, всматриваясь в желтую глину. Ковш экскаватора выгребал очередную порцию земли, когда послышался железный скрежет. Неужели это то, что так надеялись найти? Из глубины четырехметровой ямы сверкнула лопасть самолета, рядом торчал кусок мотора… Месяцы поисков в архивах и опросов еще живых свидетелей того летнего дня 1944 года, когда советский самолет-разведчик летел в Боровуху на задание, но был сбит немецкой артиллерией, увенчались успехом.
Ковш аккуратно подцепил крепко засевший в глине мотор и вытащил его на поверхность. В воздухе запахло гарью и соляркой, словно все произошло не семьдесят восемь лет назад, а вчера. На глазах у командира поискового отряда «Разведчики воинской славы» Светланы Комогорцевой появились слезы. В яме проглядывалось очертание стойки шасси с еще целым резиновым колесом. Для собравшихся ребят и девчат лежащие в ящиках находки не просто ржавые железки – это возможность восстановить историческую правду о героях-летчиках, отдавших свои жизни за мирное небо над нами.
СОВЕТСКИЙ САМОЛЕТ ВРЕМЕН ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ ОБНАРУЖИЛИ ПОИСКОВИКИ В ПОЛОЦКОМ РАЙОНЕ
– Сегодня мы работаем совместно с участниками проекта «Небо Родины» (г. Москва). Ребята помогают нам в поисках архивных документов и установлении номеров самолетов, участвовавших в боях на Полоцком направлении. Отряд у нас сборный. Есть помощники из Постав, Городка и Браслава.
Всё, что мы нашли сегодня и еще найдем в будущем, попадет в музейные фонды с подробным описанием мест находок, имен и фамилий, – рассказала Светлана Комогорцева.
Член поискового отряда Александр Борисов много времени провел в архивах, устанавливая имена экипажа. Сейчас он в полевых условиях сидит возле ящика с найденными фрагментами обшивки, выбирая куски и очищая их от грязи.
– Нам нужны детали, на которых выбит серийный номер. Всё, что осталось лежать на поверхности, еще в пятидесятые годы местные жители собрали и сдали на металлолом. Тогда никто не знал, что номерные знаки имеют ценность. Это был цветной металл. А для нас – это судьбы людей. Механизмы самолета, оказавшиеся в земле, остались нам для идентификации, – объяснил Александр Борисов.
Так по крупицам собирается и сохраняется героическое прошлое нашего народа, и работа в этом направлении будет продолжена.
Виктор Бортников
фото автора