Воздвижение Креста Господня православные верующие отмечают 27 сентября
27 сентября Православная Церковь вспоминает Великий праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня – то светлое явление, когда святая равноапостольная царица Елена, мать царя Константина, обрела Крест.
Древние христианские историки описывали это событие так. Константин Великий по чувству благоговения ко Кресту Господню, благодаря которому он одержал многие победы, и в благодарность Богу за согласие в Церкви, установленное на I Вселенском Соборе, пожелал соорудить храм на Голгофе. Для его исполнения благочестивая мать царя – Елена отправилась в 326 году в Иерусалим, имея пламенное желание найти Крест Господень. Отыскать его помогли указание одного престарелого иудея и существовавший ранее обычай зарывать орудие казни близ места ее совершения. Однако, вместе с реликвией были найдены и два других креста. Узнать нужный оказалось трудно, так как дощечка с надписью: «Иисус Назарянин, царь Иудейский» лежала отдельно.
По распоряжению Патриарха Макария, найденные кресты были принесены к одру одной болящей благочестивой женщины. В присутствии царицы и народа Патриарх начал возлагать на несчастную кресты. Прикосновение двух из них не произвело никакого действия, а третьего – чудесным образом вернуло женщине зрение. На обратном пути было получено еще одно доказательство целительной силы реликвии. Макарий возложил ее на умершего, который воскрес. Слава о чудесах Креста Господня привлекла к Голгофе великое множество народа. Однако, из-за тесноты, не у всех была возможность приблизиться к Кресту. Тогда Патриарх встал на возвышенном месте и воздвигнув Честной Крест, показывал его стоявшим в отдалении. Люди в радостном восторге взвыли: «Господи, помилуй!».
В год обретения Креста Господня был установлен праздник, который первоначально праздновали на второй день Пасхи (так как Крест обрели незадолго до Пасхи). А 26 сентября 335 года освятили храм Воскресения Христова, и праздник Воздвижения перенесли на 27 сентября. В 335 году 26 сентября приходилось на субботу, а Воздвижение – на воскресенье, поэтому вдвойне прилично было воспеть в Иерусалиме: «Кресту Твоему покланяемся, Христе, и святое Воскресение Твое поем и славим».
Распятие Христово – это действие свободной Божественной любви, воли Спасителя Христа, отдающего Себя на смерть, чтобы другие могли жить вечной жизнью.
Благоговейно должны мы совершать крестное знамение, зная и помня, что крестом мы исповедуем веру свою. Складывая три пальца вместе, свидетельствуем о нашей вере во Святую Троицу, а сгибая остальные два пальца, напоминаем самим себе, что верим во Христа – и Бога, и Человека, сошедшего на землю и отдавшего Свою жизнь за нас.
Приход храма в честь иконы Божией Матери «Нечаянная радость»