Петр Лысенков – новополоцкий хирург, который дарил пациентам вторую жизнь
В августе 75-летний юбилей отметил Петр Лысенков. Врач высшей категории, ветеран здравоохранения и, можно сказать, легенда новополоцкой хирургии. Более сорока лет он посвятил служению медицине, двадцать из которых трудился в хирургическом отделении центральной горбольницы.
Окончив в 1967 году Могилевское медучилище, Петр Лысенков служил в зенитно-ракетных войсках фельдшером дивизиона. В 71-м демобилизовался и поступил в Витебский медицинский институт, где встретил свою будущую супругу. Ей оказалась одногруппница Людмила. Тогда и зародилась крепкая семья двух медиков, беззаветно влюбленных в свое дело. На третьем курсе пара поженилась, а спустя год родилась их первая дочь. «Наша группа всегда занимала первые места по успеваемости, – вспоминает Людмила Тихоновна. – Нам давали хорошую стипендию, хватало на турпоездки и поход в лучший ресторан. А Петр Алексеевич был Ленинским стипендиатом. Только представьте, на две тысячи студентов их было всего четыре! После его уговаривали остаться в институте, но он отказался: хотел быстрее стать практическим врачом».
Интернатуру молодой хирург проходил в полоцкой горбольнице. Первую операцию по удалению аппендикса помнит до сих пор. «Ассистентов тогда не было, дежурил один. Медсестра Уточкина очень помогла, – рассказывает Петр Алексеевич. – Грамотная операционная медсестра – важный соратник в работе хирурга. Бывало на обходе подойдет ко мне и скажет: «Больному хуже стало». Я сразу к нему. Всегда прислушивался к сестрам и уважал их, потому что сам медучилище заканчивал. Не превозносил себя над ними, ведь все мы делали общее дело».
В трудовой книжке врача – три года работы онкологом в первой поликлинике. А в 84-м году судьба привела Петра Лысенкова в хирургическое отделение Новополоцкой горбольницы, которое спустя год он возглавил. «Наш коллектив был дружный, ответственный и профессиональный. К слову, в те годы отделение занимало первое место в республике по количеству сложных операций», – вспоминает Петр Алексеевич.
Людмила Лысенкова более сорока лет работала акушером-гинекологом в гинекологическом отделении, а после – в роддоме НЦГБ. В горбольнице супруги трудились, можно сказать, в одной связке. «В особо тяжелых случаях, таких как разрыв подвздошной артерии, вызывали Петра Алексеевича, и он ювелирно, красиво спасал больного, – рассказывает Людмила Тихоновна. – Я очень благодарна мужу за то, что не один раз приходил на помощь гинекологам».
За сорок лет медицина шагнула далеко вперёд, в частности в плане диагностики. Ее совершенствование прошло на глазах Петра Лысенкова. «Помню, в 90-е годы даже шовного материала не было, – рассказывает он. – Брали у десантников стропы, обрабатывали и ими шили. Об этой смекалке новополоцких хирургов даже передали в программе «Время», которая вещала на весь союз. А еще делали сеточки для закрывания грыж из нейлоновых рубашек. Всему умудрялись!
Конечно, УЗИ-аппарат значительно облегчил работу. Тот же острый холецистит стали выявлять намного раньше. Затем появилось оборудование для лапараскопических операций, благодаря чему мы начали осваивать новую методику. К слову, даже в областной больнице ей тогда еще не занимались, наши хирурги были первыми».
У Петра Лысенкова много грамот и благодарностей, в том числе медаль за социальный вклад в развитие Новополоцка. Но самая большая награда для бывшего хирурга – видеть выздоровление пациентов. За всю свою деятельность врач успешно ушил три ранения сердца. Еще в этом году исполнилось тридцать лет, как он прооперировал женщину с раком слепой кишки. Она по-прежнему здравствует и не забывает о спасителе: звонит и поздравляет с праздниками. А в большой семье Лысенковых их много, ведь крепкую пару окружают две любимых дочери и два внука. У самого Петра Алексеевича целых два дня рождения. Родился он 28 августа, а в свидетельство записали только 28 октября. Такому стечению обстоятельств бывший и сегодняшний именинник только рад, ведь праздновать событие можно не единожды. Факт интересный, ведь и сам юбиляр, работая врачом-хирургом, тоже дарил второй день рождения многим своим пациентам. По словам супруги, спасенных им жизней не сосчитать.
Бывший хирург уверен: в медицину нельзя идти с «пустым» сердцем. Сопереживание – главное качество для врача. А еще – большая трудоспособность и самоотверженность.
– Многие представители современной молодежи хотят достичь быстрого результата при минимальных затратах. А так не бывает, особенно в медицине, – убежден Петр Алексеевич. – Помню, когда оперировал первый главврач НЦГБ Иван Васильевич Хвостенков, все собирались и смотрели, как он просто удалял обычную кисту у женщин. Потом, для меня, уже опытного хирурга, это было смешно вспоминать. Но мы тогда наблюдали за рядовой операцией с огромным интересом! Нам безумно нравилось учиться.
В нашей профессии важно любить людей, жалеть, сострадать больным. А деньги – это потом: не все продается и покупается. Бывало и так, что я кашу или бульоны, которые жена варила, привозил пациентам после резекции.
– Спустя годы я поняла, что такое любовь к профессии, – размышляет Людмила Тихоновна. – Когда только приехала Новополоцк, мне предложили занять должность главного врача в детском доме. Квартиру давали сразу, зарплату обещали намного выше, чем в больнице. Но я не могла понять, как я брошу свою специальность! У нас такое воспитание было – преданность выбранному делу превыше всего.
– Людмила так любит профессию, что отправилась учиться на два года в клиническую ординатуру, когда у нас уже было двое детей. Приезжала только по выходным, – замечает муж.
– Теперь бы не поехала, – улыбается в ответ супруга. – А тогда душа горела – так хотелось быть хорошим доктором!
Сейчас супруги наслаждаются заслуженным отдыхом. Занимаются делами по дому, а о рабочих буднях вспоминают за чаепитием. Новополоцкие медики же продолжают славное дело старших коллег и не забывают о ветеранах здравоохранения, частенько заходят к ним в гости и могут попросить совета. Ведь, как говорит Петр Алексеевич, все врачи навеки связаны в одну общую семью, объединенную любовью к людям и желанием помогать.
Наталья Харина
Фото автора