Закон «Об обращениях граждан и юридических лиц». Новшества – 2023
Со 2 января 2023 года вступают в силу изменения, внесенные в Закон Республики Беларусь «Об обращениях граждан и юридических лиц». В частности, изменится порядок подачи электронных обращений. Подробнее о грядущих нововведениях мы поговорили с начальником отдела по работе с обращениями граждан и юридических лиц горисполкома Натальей Корольковой.
– Наталья Александровна, расскажите об изменениях, которые нас ожидают.
– Изменения коснутся целого ряда вопросов. Одним из основных новшеств станет измененный порядок подачи электронных обращений: направление электронных обращений будет возможно только с помощью государственной единой (интегрированной) республиканской информационной системы учета и обработки обращений граждан и юридических лиц, и только в государственные органы и организации.
Для подачи электронного обращения в любую государственную организацию заявитель должен зайти на сайт https://обращения.бел/ и пройти авторизацию. Через личный кабинет можно будет получить ответ. Для заявителей доступ к системе, а также использование информационных ресурсов будет бесплатным.
Подача обращений с помощью электронной почты или специальной формы на сайте соответствующей организации станет невозможной.
К нововведениям также относится право заявителя в ходе личного приема граждан применять аудио- и видеозапись, кино- и фотосъемку, но только с согласия должностного лица, проводящего такой прием, а также ознакомление заявителей с материалами, непосредственно относящимися к рассмотрению обращений (закрепляется право заявителей делать выписки из этих материалов, осуществлять их фотосъемку).
– Слышала, что в обновленном Законе введено понятие «злоупотребление правом на обращение». Можете раскрыть его суть?
–Перечни случаев, когда письменные и устные обращения могут не рассматриваться, дополняются указанием на то, что обращения могут быть оставлены без рассмотрения по существу, если они содержат угрозы жизни, здоровью и имуществу, побуждение к совершению противоправного деяния либо заявитель иным способом злоупотребляет правом на обращение. Перечень ситуаций, которые признаются злоупотреблением права на обращение, не устанавливается, поскольку невозможно учесть все моменты, возникающие на практике.
Совершенно точно электронное обращение останется без рассмотрения, если в нем излагается суть посредством ссылок на интернет-ресурсы, содержится нечитаемый текст, употребляются нецензурные либо оскорбительные слова или выражения.
В тоже время, заявителю будет направлено уведомление об оставлении письма без рассмотрения по существу с указанием причин принятия такого решения.
– Будет ли вестись книга замечаний и предложений во всех организациях и ИП? Коснутся ли изменения книги замечаний и предложений?
– Да. Сокращается круг организаций, в которых ведется книга замечаний и предложений. С 2023 года такая Книга будет вестись в организациях, у ИП, реализующих товары, выполняющих работы, оказывающих услуги в сферах, определяемых Советом Министров Республики Беларусь.
Кроме того, замечания и предложения, внесенные в данную книгу и не относящиеся к деятельности организации или ИП, реализующих товары, выполняющих работы, оказывающих услуги,не касающиеся качества реализуемых товаров, остаются без рассмотрения по существу без уведомления об этом заявителя.
Напомню, что в настоящее время обязанность ведения книги замечаний и предложенийвозложена на все организации и индивидуальных предпринимателей.
– Как будут отвечать на обращения, носящие массовый характер?
В новой редакции Закона уточнен порядок направления ответов на них, ранее применявшийся только к электронным обращениям. Если поступающие письма аналогичного содержания от разных заявителей носят массовый характер (более 10), разъяснения на них по решению руководства организации могут размещаться на официальном сайте в сети Интернет.
– Нужно ли предоставлять документы или сведения, необходимые для решения изложенных в обращениях вопросов?
– Да, на организации и индивидуальных предпринимателей возлагается обязанность представлять их в 15-дневный срок организациям, индивидуальным предпринимателям, запросившим такие документы, с целью полного и своевременного рассмотрения обращений, если для этого требуется получить какую-либо информацию от третьих лиц. Указанные требования не распространяются на случаи представления документов на возмездной основе, а также на иные, предусмотренные законодательными актами.
Также обозначен вариант обращения, когда можно давать ответ заявителю о невозможности предоставления запрошенных им сведений: если ответ по существу вопроса, изложенного в письме, не может быть дан без предоставления информации, распространение которой ограничено.
– Заявитель всегда получит ответ на свой вопрос?
– Нет, ответ заявителю не направляется, если в обращениях отсутствуют какие-либо рекомендации, требования, ходатайства, сообщения о нарушении актов законодательства, недостатках в работе организаций, обращения содержат только благодарности, обращения содержат просьбу заявителя не направлять ответ на обращение.
В новой редакции Закона также уточнены формулировки определения сроков рассмотрения обращений, исчисляемых месяцами. В тоже время сам подход к рассмотрению не меняется. Письменные и электронные обращения считаются рассмотренными по существу, если приняты надлежащие меры по защите, обеспечению реализации, восстановлению прав, свобод и законных интересов заявителей и им направлены письменные ответы.
– Спасибо за разъяснение.
Подготовила Наталья Харина