Рассказываем о сюжетах мозаичных панно на подъездах домов Новополоцка. Ткачество в смальте
Десятилетия пролетают очень быстро. Стремительно меняется уклад жизни и мода. Еще 50 лет назад деревенские дома украшали полосатые половики ручной работы, сделанные на деревянных станках белорусскими мастерицами. Сюжеты быта наших предков нашли свое отображение в мозаичных полотнах на новополоцких многоэтажках.
Базовое художественное образование в Советском Союзе включало в себя изучение не только мировой истории искусств, но и национального декоративно-прикладного творчества. К одному из основных его видов относилось ковроткачество. Поэтому художнику, оформлявшему мозаичные панно на подъездах домов №22, 24, 30, 34 и 40 по улице Якуба Коласа было несложно отобразить бытовые предметы, характерные для жителей деревень Середома, Подкастельцы, Василевцы и Плаксы.
Стремление возродить свое национальное самосознание через постижение исторического прошлого всегда отличало творческих людей. Ткачество – одна из самых ярких и увлекательных страниц в традиционной культуре белорусского народа. Несмотря на тесную связь с сельской жизнью, оно поднялось до уровня художественного явления. Самотканые ковры приколачивали к стене для тепла, использовали во время свадебных церемоний, ими украшали храмы. Свое значение ручное изготовление ковров и дорожек сохраняло до начала двадцатого века, пока не появились фабрики и ткацкие мануфактуры.
Но ведь еще недавно в селах можно было найти мастериц, которые на бабушкиных кроснах создавали настоящие произведения искусства. Орнаменты из разноцветных полос, цветочных узоров или солярных символов отражали мировоззрение, философию и эстетические взгляды белорусов. По изобразительному наследию современные исследователи сегодня читают книгу жизни наших предков.
Так и новополоцкие художники, выкладывая из разноцветной смальты орнаменты местных самотканых половиков, фиксировали на десятилетия культурный код нашей Полотчины. Все строилось на полутонах и оттенках: розовый, бирюзовый, бледно-синий, фиолетовый, серый характеризовали эмоциональную сдержанность жителей придвинья. Имея на руках яркие красители, наши прабабушки всегда смешивали их, разбавляли, превращая цветовую палитру в почти монохромную гамму.
Иногда полоски на половике отличались на полтона или одну четвертую. Словно зашифрованные в цвете музыкальные партитуры лежали под ногами. Ученые-искусствоведы до сих пор не провели фундаментального исследования наследия кривичей, населявших огромную территорию Полоцкого княжества, потомками которых могут считать себя и новополочане.
Хорошо, если сегодня, проходя мимо мозаик, кто-нибудь остановится на несколько минут, чтобы не только посмотреть, но и увидеть красоту родной природы, историю и элементы нашей национальной самобытности.
Виктор Бортников
фото Виктора Орлова
Оставайтесь с нами в Telegram!