Кандидат юридических наук, заместитель декана юридического факультета Полоцкого госуниверситета им. Евфросинии Полоцкой Павел Соловьев: «Основной Закон – гарант стабильности»
Белорусы могут гордиться своей историей конституционного права. Начало его развитию положили передовые идеи государственных мужей XVI века, когда были изданы Статуты Великого княжества Литовского 1529, 1566 и 1588 годов. К слову, последний вариант применялся до 1840 года. В новейшем времени развития нашей страны имели место 6 конституций. 15 марта 1994-го Основной Закон закрепил права и свободы граждан суверенной Республики Беларусь.
Четыре раза этот документ подвергался изменениям. Современная редакция, принятая на референдуме в феврале 2022 года, состоит из преамбулы, 9 разделов, в которых 8 глав и 148 статей.
Современная редакция Конституции соответствует последним веяниям времени и имеет большой потенциал – уверен кандидат юридических наук, заместитель декана юридического факультета Полоцкого госуниверситета им. Евфросинии Полоцкой Павел Соловьев. «Было введено множество новшеств. Например, впервые на конституционном уровне установлена норма о защите персональных данных граждан, – поясняет свою точку зрения Павел Витальевич. – Если говорить о глобальных переменах, то главное, что стоит выделить – это появление Всебелорусского народного собрания, как высшего органа народовластия».
На юридический факультет Полоцкого госуниверситета им. Евфросинии Полоцкой выпускника СШ №14 г. Новополоцка Павла Соловьева привели прирожденное чувство справедливости и желание помогать другим. Учеба в вузе с первого курса захватила его. Особенно вдохновляли занятия у заведующего кафедрой теории и истории права Александра Пугачёва, который привил молодому человеку любовь к родной альма-матер и праву.
Еще в студенческие годы Павел заинтересовался вопросом создания законов. После получения диплома с отличием, поступил в магистратуру, а затем – в аспирантуру Белорусского государственного университета. Параллельно преподавал на кафедре конституционного права и государственного управления ПГУ и работал юрисконсультом на крупном производстве. Это позволило приобрести большой практический опыт.
Несколько лет Павел Витальевич плодотворно трудился над диссертацией «Принципы нормотворчества: конституционно-правовое закрепление и реализация в Республике Беларусь», которую успешно защитил в октябре 2022 года и получил ученую степень кандидата юридических наук. Вслед за успехами в науке последовал карьерный рост: молодого человека пригласили на должность заместителя декана юридического факультета университета.
Павел Витальевич, поскольку тема нашей сегодняшней встречи во многом продиктована государственным праздником, расскажите – в чем главная суть Основного Закона?
– Он является базовым фундаментом для определения жизни общества и призван на многие годы установить основы правового устройства государства, дать человеку стабильность, уверенность в завтрашнем дне.
Универсальность норм современной редакции конституционного права белорусов позволяет применять их ко множеству различных ситуаций, урегулировать даже то, чего еще нет. Например, появление цифровой экономики.
А бывали ли в вашей практике случаи прямого использования конституционного права?
– Конституция – специфический документ. Его положения не имеют прямого применения, но они должны развиваться и конкретизироваться в текущем законодательстве. Если сам Основной Закон содержит всего 50 страниц, то комментарии к нему занимают 2 500, потому как нормы имеют огромный потенциал и могут работать в самых разнообразных ситуациях.
Например, у каждого из нас есть право свободно передвигаться. В его основу, в том числе, заложена и возможность беспрепятственно получать медицинскую помощь в любом месте нахождения. Или право на жилище. Если это буквально понимать, то получается гражданин может прийти в исполком и сказать: «Здравствуйте, дайте мне квартиру в вашем городе. Имею право по статье 48 Конституции». Понятно, что это так не работает. Но государство оказывает человеку всестороннюю помощь в данном вопросе.
Работая в компании с крупным жилфондом, я 10 лет занимался юридическими аспектами вопроса заселения и выселения ее сотрудников. Иногда по ряду причин работник лишался оснований для дальнейшего проживания на ведомственной жилплощади, а другого жилья у него не было.
Получается, что бедолагу нужно выгнать буквально на улицу… Но судья до последнего выяснял возможность предоставления другого места проживания или койко-места в общежитии. Вот эта работа со стороны госорганов и берет свое начало в приведенной выше статье Основного Закона.
Свои научные изыскания во время учебы в аспирантуре БГУ вы посвятили теме «Принципы нормотворчества: конституционно-правовое закрепление и реализация в Республике Беларусь». В чем новизна вашей работы?
– Она направлена на совершенствование процесса разработки, принятия, распространения нормативно-правовых актов в нашей стране.
В своей диссертации я провел комплексное конституционно-правовое исследование и предложил обоснованные рекомендации по совершенствованию законодательства Республики Беларусь в сфере нормотворческой деятельности.
В процессе работы старался ответить на вопросы: как правильно законодательство должно доноситься до граждан и как простимулировать человека реализовать свои права? Мне хотелось сделать закон более осязаемым, понятным большинству. Я считаю, что сам факт его разработки должен быть открыт, а граждане и бизнес – иметь возможность принять участие в подготовке проекта.
Работая над этой темой, я, например, предложил использовать инфографику в нормотворчестве. Согласитесь, многие не будут читать огромный юридический документ, написанный сухим языком. А вот если представить текст в виде таблиц и схем, то его восприятие станет проще.
Что-то из вашей работы удалось реализовать на практике?
– Любое исследования предполагает взгляд на перспективу. Это, своего рода, подсказка государству, куда двигаться дальше. Когда они получат реальное применение сложно сказать. Но мои разработки были направлены в Парламент, где ими заинтересовались. В юридической сфере это считается внедрением научных изысканий.
Какой опыт из своей практики вы передаете современным студентам. И что, на ваш взгляд, особенно важно заложить в будущего юриста?
– Я преподаю первокурсникам базовую дисциплину «Общая теория права» и веду у четверокурсников специализированные предметы: «Информационное право», «Юридическая техника» и другие.
На мой взгляд, важно не только научить студентов применять право на практике, но и привить им чувство справедливости, гуманизма – без этого невозможно. Не менее ценно постоянно стимулировать интерес студентов к будущей профессии. Давать возможность проявить себя, почувствовать практико-ориентированность получаемых знаний.
Только на дневном отделении юридического факультета нашего университета обучается около 300 человек. Но у хороших студентов, как правило, не возникает проблем с трудоустройством. И карьерный рост не за горами. Например, многие мои выпускники уже работают судьями.
История подготовки и принятия Конституции Республики Беларусь 1994 года довольно интересная и заслуживает особого внимания. В контексте кардинальных преобразований в политическом устройстве нашей страны начала 90-х годов, действовавшая Конституция БССР 1978-го превратилась в архаичный документ и требовала переработки. В рамках специально созданной комиссии были образованы две рабочие группы, готовившие альтернативные проекты.
Перед ними стоял ключевой вопрос: какой быть молодой независимой республике – президентской или парламентской? В итоге был принят компромиссный вариант: введение института президентства с сохранением широких полномочий Верховного Совета.
Историческое решение – принятие новой Конституции – состоялось 15 марта 1994 года. За проголосовало 236 депутатов, против – 6, воздержалось – 8, не голосовало – 57.
Вступивший в силу Основной Закон фактически подвел итог процессам формирования независимого белорусского государства на новой социально-экономической основе, закрепил разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Впервые в Беларуси был введен институт президентства. Однако несмотря на то, что Президент являлся главой белорусского государства и исполнительной власти, ведущая роль в стране по-прежнему принадлежала Парламенту.
Нелли Радько
фото Виктора Орлова
Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале