Тема рушников в мозаичных панно на подъездах домов Новополоцка
Во всем разнообразии белорусского культурного наследия – вышивка на одежде и предметах быта занимает особое место. В Новополоцке на доме №135 по улице Молодежной нашел свое мозаичное воплощение небольшой фрагмент этого народного творчества.
Рассматривая сохранившиеся мозаики, можно сразу заметить, что несколько из них выполнены в необычном стиле. Они словно повторяют старинную вышивку крестиком на покрывалах и полотенцах. Художник мастерски передал на бетонной стене ощущение мягкого тканого изделия. Цвет картины тоже был выбран не случайно. Национальная вышивка – это неизменно белый фон с красным изображением на нем. Белый цвет обозначает чистоту и открытость, а огненно-красный – жизненную силу.
В потертых временем рисунках угадываются знакомые с детства всем белорусам орнаменты. Важнейшим элементом считался ромб, его варианты и отдельные части. Он являлся олицетворением могущества природы.
Позже мастерицы начали обращаться к образу птицы, которой часто присущи черты сказочности. В белорусской земледельческой обрядности прилет скворцов, журавлей и гусей был одним из важнейших событий года. По народным поверьям они на своих крыльях приносили весну.
Однако были у них и другие определения. Кукушка, например, обозначала овдовевшую женщину, сокол выступал образом любимого, а орел олицетворял героя. Символом любви и мира стал голубь. Если птицы изображены смотрящими друг на друга, а между ними находится цветочный букет – это говорит о чувствах в самом их расцвете.
Показанная художником техника ручного вышивания так называемым «крестиком» появилась в народном творчестве в более позднее время. Она давала возможность получать не только геометрический рисунок, но и сюжетный. Быстрому распространению крестика способствовали многочисленные узорники (брокаровские узоры) и другие виды печатной продукции конца XIX – начала XX века.
В новополоцких мозаиках художник не придерживался классических изображений и поэтому ввел в свои картины новых персонажей – сову и белку. Возможно, он хотел расширить или дополнить сложившийся на протяжение столетий анималистический ряд, добавив к национальным чертам еще и мудрость, которую символизирует эта хищная птица.
Виктор Бортников
фото автора