О перспективе развития трамвайного движения в Новополоцке рассказал директор НТ КУП «Трамвайный парк» Алексей Ларин
Сделать жизнь населения комфортнее и лучше. В первую очередь на выполнение этой важной задачи нацелен инфраструктурный проект по продлению трамвайной линии в Новополоцке. Каковы перспективы в развитии движения рельсового экотранспорта в Нефтеграде? Об этом мы поговорили с директором НТ КУП «Трамвайный парк» Алексеем Лариным.
Алексей Геннадьевич, чем живет новополоцкий трамвайный парк в 2023 году?
– В настоящее время основным видом деятельности нашего предприятия является перевозка пассажиров трамваями.
Производственные мощности депо (ремонтная зона, зона обслуживания и т. д.) спроектированы и построены под 100 единиц подвижного состава. На начало этого года наличие трамвайных вагонов составило 32 единицы, в их числе 26 пассажирских вагонов и 6 вагонов спецназначения.
Общая протяженность развернутого пути в однопутном исчислении составляет 22,5 километров, из них пассажирский путь – 19,5 км. Перевозка граждан городским электротранспортом осуществляется по одному маршруту (кольцо «Нитрон» – кольцо «Измеритель»), который включает 14 остановочных пунктов.
За первое полугодие 2023-го предприятием перевезено больше 518 тысяч человек, темп роста пассажиропотока составил 105% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Сегодня у нас трудится 12 водителей трамвая: 11 женщин и 1 мужчина.
Не могу не поинтересоваться, какие вопросы в работе парка сегодня можно назвать проблемными?
– Во-первых, недостаток квалифицированных кадров. Длительное время имеется нехватка рабочих по таким профессиям, как водитель трамвая, электромонтер тяговой подстанции, слесарь по ремонту подвижного состава, водитель автомобиля. При этом количество лиц, достигших пенсионного возраста, составляет 23 %. На предприятии наблюдается высокий процент работников пенсионного и предпенсионного возраста.
Еще один вопрос, который остро стоит на сегодня, – восстановление автоматизированной диспетчерской системы управления тяговыми подстанциями. Трамвайное полотно, контактная сеть и большая часть подвижного состава эксплуатируются уже 49 лет, что приводит к увеличению текущих ремонтов, замены изношенных участков путевого и электрического хозяйства, необходимых для поддержания их стабильной работоспособности.
Одна из обсуждаемых тем последних месяцев среди новополочан – проект по продлению трамвайной линии. Расскажите о нем.
– В начале текущего года Новополоцким горисполкомом предложен к рассмотрению транспортный инфраструктурный проект «Развитие трамвайной сети г. Новополоцка» для проработки вопроса возможности его реализации с привлечением частного капитала через механизм государственно-частного партнерства.
Проект состоит из трех этапов:
1. Продление трамвайной линии на 3,5 км до 8-го микрорайона, включая строительство рельсового пути, тяговой подстанции, кабельных
и контактной сетей, что позволит включить в зону доступности многоэтажную застройку микрорайонов №7, 8, 9, 10 г. Новополоцка, разгрузить трафик на ул. Молодежная;
2. Продление трамвайной линии на 4,7 км в сторону промышленной зоны, где расположены ОАО «Нафтан», Новополоцкая ТЭЦ;
3. В течение срока действия соглашения о партнерстве, а это примерно 20-25 лет, – модернизация существующего имущества, входящего в состав проекта.
Первый трамвай появился в нашей стране в 1898-м в Витебске. Его запустили на год раньше, чем в Москве. Спустя некоторое время удобный и экологичный вид транспорта стал доступным в Минске. А в 1974 году Новополоцк также вошел в число городов с действующей трамвайной системой. Тогда среди пассажиров были в основном сотрудники промышленных предприятий, но вскоре ситуация изменилась, и трамвай стал неотъемлемой частью жизни многих жителей нашего города. Им пользуются пенсионеры, дачники, студенты и служащие, рабочие предприятий и организаций, гости Нефтеграда.
Насколько мне известно, уже есть потенциальный инвестор, заинтересованный в проекте?
– Все верно. 14 апреля в Минэкономики состоялось рабочее совещание с участием Новополоцкого горисполкома, НТ КУП «Трамвайный парк», управляющей компании холдинга «Белкоммунмаш» и российской компании АО «Транспроект Групп». В онлайн формате стороны обсудили возможности развития трамвайной сети в Новополоцке с применением вышеупомянутого партнерского механизма.
Представители АО «Транспроект Групп» выразили заинтересованность в участии. После этого была создана рабочая группа Витебского облисполкома по вопросам реализации проекта.
Планы масштабные. Какие результаты можно ожидать уже после внедрения в жизнь первого этапа?
– Это нововведение значительно улучшит транспортное обслуживание населения города, повысит устойчивость пассажирского сообщения, так как трамвайное движение не зависит от перегрузки улиц и возникновения транспортных пробок, усовершенствуется городская мобильность.
Предполагается, что количество перевезенных пассажиров городским электрическим транспортом увеличится в 2,8 раза, рост окупаемости пассажирских перевозок городским электрическим транспортом – в 1,9 раз. Появится 25 новых рабочих мест, повысится рост производительности труда, расширится использование более чистых видов топлива. Объем потребления электроэнергии вырастет в 1,8 раза и составит 1,6 млн кВт/ч в год, что актуально в условиях ввода в эксплуатацию атомной электростанции в Беларуси.
Развитие трамвайной сети позволит уменьшить уровень загрязненности воздушного бассейна города, количество выбросов загрязняющих веществ и парниковых газов от мобильных источников, а также расширить использование более чистых видов топлива, что в результате окажет благоприятное влияние на экологическую безопасность нашего региона.
Перспективы радуют. Каким образом новополочане могут поучаствовать в осуществлении масштабного проекта?
– В целях его более эффективной проработки горожанам предлагается пройти опрос. Анкета размещена на официальном сайте горисполкома, ссылка на нее опубликована и на сайте газеты «Новополоцк сегодня».
– Спасибо за беседу. Будем надеяться, что в скором времени новополоцкие трамваи начнут колесить по запланированным маршрутам и привнесут в жизнь города новое дыхание.
Наталья Харина
Посмотрите еще:
Работа на всю жизнь. Петр Смыков 48 лет трудится в Новополоцком трамвайном парке
Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале