Машинист крана Ирина Глебко: «Без крановщика вся работа остановится. Все будут ждать, когда я подниму плиту или раствор»
Одним из лауреатов конкурса «Золотые руки» в номинации «Строительство» по итогам городского соревнования «Труд. Слава. Почет» стала машинист крана (крановщик) 5-го разряда Ирина Глебко. За простой формулировкой профессиональных заслуг скрываются 39 лет напряженной работы и десятки жилых домов, возведенных в Новополоцке.
Когда-то очень давно, в Советском Союзе, был изобретен тайный ингредиент, который заставлял людей по собственной воле ехать на край земли в таежные северные просторы для освоения новых нефтяных и газовых месторождений. Молодые люди в жару и холод принимали участие в строительстве крупнейших в Европе электростанций и заводов, а также на пустом месте возводили города. Это тайное средство в современной экономической системе практически забыто. А называлось оно – романтика. Сегодня, если человек способен трудиться не за деньги, а за идею, то значит он не приспособлен к жизни. Но многолетний опыт в тяжелейших условиях показал, что самыми стойкими и выносливыми оказывались люди, увлеченные мечтой!
Ирина Ивановна, как маленькая девочка с косичками выросла до большого мастера-крановщика?
– Я с детства хотела быть кем угодно, только не строителем. А потом, вдруг, резко захотелось романтики. Мечтала вырубать лес и прокладывать Байкало-Амурскую магистраль (БАМ), или уехать осваивать Карелию.
Когда я сообщила родителям, что пойду учиться на крановщика – они взялись за голову! Ну а потом сказали, что молодец и поддержали. Так, в июле 1984 года, после окончания Могилевского института, я попала по распределению на берег Западной Двины, где продолжалось строительство молодого города нефтехимиков. По началу очень тосковала по родному дому, но Новополоцк принял меня с распростертыми объятиями.
Начинала на строительстве первого корпуса мопан, затем была гостиница «Нафтан» и так называемый жилой микрорайон «первая эска». Ведь без крановщика вся работа остановится. Все будут ждать, когда я подниму плиту или раствор.
А как ваша семья приспособилась к вахтовому графику?
– Муж тоже строитель. Наша встреча произошла прямо на кране. В тот год возводили многоэтажное здание для иностранных специалистов, на первом этаже которого располагается «Белый остров». Я как раз приехала из Могилева на стажировку. Поднялась к моему наставнику в кабинку, и вот мы уже почти сорок лет вместе.
А что касается работы, то сегодня я уже с закрытыми глазами манипуляции с краном делаю ювелирно. Все высчитываю в голове. Есть четкое понимание, что могу на 13 метров брать 8 тонн груза, а на 23 – только 3. Я знаю вес всех строительных материалов. Нужно обладать хорошим глазомером, чтобы поставить панель на свое место. В начале трудовой деятельности иногда промахивалась, но с годами научилась.
Сегодня молодежь не очень хочет изучать профессию крановщика, ищет работу полегче. На практику приходит мало студентов. Думаю, что романтикой, как меня, их уже в кабинку крана не завлечешь. У начинающих специалистов основным стимулом является размер заработной платы.
В преддверии профессионального праздника хочу пожелать всем строителям лишь одного – любить свою работу и получать от нее удовлетворение! Когда я вижу результат своего труда, мне очень приятно осознавать, что в построенных мной домах люди проводят всю жизнь.
Виктор Бортников
фото Виктора Орлова
Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале