Николай Попок: «На современном оборудовании мы делаем уникальные детали, и сегодня, как никогда, чувствуем свою востребованность»
В канун профессионального праздника Дня машиностроителя героем первой полосы «НС» стал доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой технологии и оборудования машиностроительного производства Полоцкого государственного университета имени Евфросинии Полоцкой Николай Попок. Он рассказал об истоках качественного образования и перспективах развития отрасли.
Человечество на протяжении долгой истории своего развития стремилось облегчить себе жизнь при помощи механизмов и устройств. Поэтому машиностроение всегда находилось в развитии. Сегодня в отрасли происходят кардинальные изменения. Машины управляются компьютерами и приобретают интеллект.
Николай Николаевич, что лежит в основе конструкторской мысли?
– Есть модная теория конвергенции. Ее смысл в создании природоподобных технологий. Ведь человек во многом копирует природу. Даже в строении обыкновенного кузнечика мы замечаем принципы механики. Например, у него есть зубчатое зацепление. Рассматривая его более пристально, можно все детально зарисовать. Окружающий мир совершенен и сложен, поэтому мы многие вещи упрощаем. Придумываем, как детали будут взаимодействовать – это сложная, но очень интересная задача.
Как бы вы охарактеризовали роль машиностроения для нашей страны?
– Во времена Советского Союза Белоруссия являлась своеобразным сборочным цехом. В свое время на нашей территории были построены многие брендовые предприятия: МАЗ, БЕЛАЗ, НПЗ, Амкодор и другие. Эти производства требовали высокого интеллектуального потенциала. Квалифицированные конструкторы, технологи составляют фундамент машиностроения и гордость нашей отрасли. Хотя когда-то мы ее чуть не потеряли. Бытовало мнение, что не нужно ничего создавать, достаточно купить это в другой стране. Но никто не стал бы делиться с нами новейшими технологиями, и мы всегда оставались бы в хвосте. Для продвижения вперед нужно готовить собственные кадры. У нас на кафедре приобретено много современного оборудования и есть на чем учить студентов. Мы надеемся, что модернизация коснется не только заводов, но и науки с образованием.
В чем особенность преподавания на вашей кафедре?
– Мы практико-ориентированы, не теоретики в чистом виде. Наши студенты все время занимаются прикладными вещами. На современном оборудовании мы делаем уникальные детали, и сегодня, как никогда, чувствуем свою востребованность.
Машиностроительная специальность старейшая в нашем вузе. Первый выпуск состоялся в 1975 году, и я был в числе тех студентов. Практически с того времени работаю как преподаватель. За этот период выпущено порядка 5000 инженеров-машиностроителей. Все они состоялись как первоклассные специалисты. Многие стали директорами предприятий.
В конце нашей беседы Николай Попок поделился одним из секретов высокого уровня знаний студентов, отметив, что все образование базируется не на пустом месте, а построено на колоссальных многолетних традициях: «К нам ехали специалисты из Челябинска, Владимира, Самары. Здесь их обеспечивали квартирами, а они внедряли свой бесценный опыт и знания. Так в университете образовалась уникальная школа. Вот поэтому наших выпускников любят на любом рабочем месте Республики Беларусь».
Елена Тихон, старший преподаватель кафедры «Технология и оборудование машиностроительного производства»:
– Я пришла на кафедру шесть лет назад и не знала, в каком направлении двигаться. Николай Николаевич сразу увлек, заинтересовал. Я фундаменталист, а он предложил новые для меня прикладные задачи. В процессе я занялась моделированием. Видеть результат своей мысли – очень увлекательно!
Руслан Хмельницкий, доцент кафедры «Технология и оборудование машиностроительного производства»:
– С Николаем Николаевичем я познакомился на вступительных экзаменах в университет. Затем он привлек меня к разработке и исследованию процессов резания и режущих инструментов. Далее работал вместе с ним по региональной научно-технической программе. Кроме основ профессии он научил меня решать жизненные вопросы и не бояться трудностей.
Виктор Бортников
фото Виктора Орлова