Елена и Александр Лагуцкие: «С детьми очень приятно общаться. Они помогают развиваться, учиться дискуссировать, быть в курсе молодежных тенденций. Они не дают расслабиться»
Необычные методы формирования гармонично развитой личности на основе туристических походов внедряются в СШ №12 города Новополоцка. Педагог Елена Лагуцкая и руководитель по военно-патриотическому воспитанию Александр Лагуцкий в канун Дня учителя рассказали корреспонденту «НС» о работе, проводимой со школьниками и их родителями.
Во всем мире, особенно в восточных странах, слова учитель и школа произносятся с огромным уважением. Во многом от масштаба личности и мастерства педагога зависят судьбы людей и образованность всего общества. Ведь понятие школы не ограничивается стенами класса, оно рассматривается гораздо шире. Когда спортсмен, актер, музыкант или инженер показывает высокие результаты в своей области, то многие говорят: «У него хорошая школа». Это как фундамент. Его не подсунешь под уже выстроенное здание. С него нужно начинать. Он может получиться прочным или хлипким. И тут уже все зависит от мастера. Это очень правильное слово, определяющее педагогический уровень учителя.
По словам Елены Лагуцкой, одними из главных качеств в отношениях с детьми являются лидерство и индивидуальный подход к каждому ребенку. Воплотить и реализовать многие приемы образовательного процесса помогают туристические походы. В Советском Союзе они были обязательным элементом школьной системы. Сегодня приходится начинать все практически с чистого листа.
– В походе мы никого не оставляем, держимся вместе. Если возникают проблемы с машиной – решаем, не хватает денег на бутерброды – сбрасываемся, подводит здоровье – не нагружаем. Туристическая группа формируется как единый живой механизм. Дети общаются между собой, начинают лучше понимать правила межличностного взаимодействия, учатся избегать конфликтов и недопонимания. К своим путешествиям мы активно привлекаем родителей – это очень важно. Ребята понимают, что они им не враги, а друзья, которые могут помочь в трудную минуту. Они умеют не только ругать и наставлять, но и прощать за ошибки. В совместных походах дети по-другому смотрят на своих мам и пап, которым, оказывается, тоже интересно узнавать новое и побеждать в спортивных соревнованиях. Практика показала, что нельзя закрываться от мира в своих семьях и не проявлять интерес к происходящему вокруг. Нужно смотреть, сравнивать и брать из опыта других людей все самое лучшее, – рассказала Елена Лагуцкая.
Также она отметила, что с детьми очень приятно общаться. Они помогают развиваться, учиться дискуссировать, быть в курсе молодежных тенденций. Они не дают расслабиться.
Александр Лагуцкий работает в школе руководителем по военно-патриотическому воспитанию несколько лет. Он кадровый офицер в запасе.
– До своего прихода в школу я наблюдал за тем, как моя жена вела работу с детьми, стараясь вырастить из них грамотных, образованных, людей с широким кругозором. Поэтому в воспитательный процесс я влился без особых трудностей. Общаясь с подростками и их родителями, было очень заметно, что многие из них выросли в атмосфере исторического забвения. Начиная 90-х годов люди не задумывались о прошлом своей страны. Для них стало важным настоящее, в котором они видели пустые полки в магазинах. Соответственно и своих детей они вырастили без понимания взаимосвязи прошлого и будущего, без уважения к героям, чьи могилы зарастали травой. Сегодня пришло время возрождения. Это долгий и сложный процесс. Упущенное за многие годы невозможно наверстать быстро. Поэтому нам остается только работать добросовестно и с полной отдачей, – подытожил Александр Александрович.
Виктор Бортников
фото автора/присланные