Крещение Господне: история праздника
19 января Православная Церковь вспоминает событие Святого Евангелия, когда Господь Иисус Христос пришел на берег реки Иордан и был крещен святым Иоанном Предтечей.
Праздновать Богоявление стали еще во времена апостольские одновременно с Рождеством Христовым. В IV веке эти праздники разделились, а дни между ними стали называть Святыми, или Святками.
Пророк Господень Иоанн проповедовал среди иудеев крещение покаяния для прощения грехов. Приходя на Иордан креститься, люди исповедовали свои грехи и символически смывали их с себя в речной воде. Когда к Иоанну Предтечи пришел безгрешный Спаситель, святой пророк поразился: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» (Мф. 3: 14) Но услышал в ответ слова Господа: «Так надлежит нам исполнить всякую правду». (Мф. 3: 15) Христос как Человек должен был исполнить все постановления закона иудейского. Ежегодно в праздник Крещения близ того места, где крестился Спаситель, река Иордан идёт вспять, меняя течение в противоположную сторону, и вся вода играет, освящаясь Духом Святым.
Во время Крещения Господня на Спасителя сошёл Дух Святой в образе голубя, а с неба послышался голос Бога Отца: «Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение». (Лк. 3: 22) Это свидетельствовало о том, что Христос – не только Сын Человеческий, но и Сын Божий. Так в евангельском событии Крещения Господня впервые видимым образом явили Себя человечеству все Лица Святой Троицы. Поэтому праздник стал называться также Богоявлением. Своим схождением в реку Иордан Христос освятил водное естество, а через него – и всю богозданную природу.
Грехопадение Адама и Евы изменило весь мир. И человеческий род понёс на себе печать греха и смерти. Но Спаситель, погрузившись в Иордан, обновил воды, а с ними и весь сотворенный мир. Не случайно, принимая Таинство Крещения, человек, погружаясь в воду, обновляется и рождается духовно – как христианин.
Чин Великого освящения воды совершается в православных храмах только раз в год – на праздник Крещения Господня. Воду, освященную 18 января, в день Крещенского сочельника, и в сам день Богоявления, Православная Церковь называет агиасмой, то есть великой Святыней. Она хранится месяцами и даже годами, обладает целебными свойствами, которые проявляются только при условии веры человека. К освящённой воде христиане с древних времен имеют великое благоговение. Освящение воды совершается по одному чину (одинаково) и 18, и 19 января. Поэтому нет разницы, когда набирать святыню для домашнего использования – 18 или 19 января. И та, и другая вода является крещенской. Эту Святыню Церковь употребляет для окропления храмов и жилища, а также как врачевство в болезнях.
В старину на Руси всякую прорубь во льду реки или озера, сотворенную ради крещенского освящения воды, именовали Иорданью. До сих пор есть такая традиция – окунаться в проруби. Но надо помнить, что прощения грехов во время погружения в «иордань» не происходит. Грехи человека прощаются Самим Господом при раскаянии во время таинства Исповеди.
Иерей Тихон Антух, клирик прихода храма Святого Архангела Михаила г. Новополоцка