Врач частной клиники – о приоритетах платной медицины
Сегодня жителям страны предлагают широкий спектр платных медицинских услуг. О месте и роли частной медицины в системе здравоохранения Республики Беларусь рассказала врач высшей категории, эндокринолог, организатор здравоохранения ЧМУП «Медико-диагностический центр «ЛЕКО» Инна Буйницкая.
Здравоохранение является приоритетным направлением социальной политики любого государства. Республика Беларусь также является гарантом обеспечения доступности медицинского обслуживания. В настоящее время пациенты, наряду с возможностью получения бесплатной медицинской помощи, могут воспользоваться услугами платных центров. В условиях роста доходов населения увеличение объема платных услуг является дополнительным источником расширения возможностей для удовлетворения потребностей человека в медицинской помощи.
Отношения в области здравоохранения регулируются законодательством о здравоохранении, международными договорами Республики Беларусь, а также международно-правовыми актами, составляющими право Евразийского экономического союза.
Законодательство о здравоохранении основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из Закона Республики Беларусь (далее – Закон) от 18 июня 1993 г. № 2435-XII «О здравоохранении» (с изменениями и дополнениями), актов Президента Республики Беларусь и иных актов законодательства. Согласно указанному Закону, граждане имеют право на доступное медицинское обслуживание, которое обеспечивается:
- предоставлением бесплатной медицинской помощи за счет государственных средств на основании государственных минимальных социальных стандартов в области здравоохранения в государственных учреждениях здравоохранения, университетских клиниках;
- предоставлением медицинской помощи в государственных организациях здравоохранения, негосударственных организациях здравоохранения и у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих в установленном законодательством порядке медицинскую деятельность, за счет собственных средств, средств юридических лиц и иных источников, не запрещенных законодательством.
Здравоохранение Республики Беларусь включает:
- государственную систему здравоохранения;
- негосударственные организации здравоохранения;
- другие организации, которые наряду с основной деятельностью осуществляют медицинскую или фармацевтическую деятельность в порядке, установленном законодательством;
- индивидуальных предпринимателей, осуществляющих в установленном законодательством порядке медицинскую, фармацевтическую деятельность.
Предпринимательство – самостоятельная инициативная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода и осуществляемая от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность или от имени и под имущественную ответственность юридического лица (предприятия).
Медицинская деятельность неравно коммерческая выгода. Цель работы врача – это, прежде всего, общеполезная деятельность, а уже после получение выгоды. Таким образом, частная медицинская деятельность – это не только коммерция.
Медицинская услуга – это вмешательство либо комплекс медицинских вмешательств, а также иные действия, выполняемые при оказании медицинской помощи. Это мероприятия или комплекс мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, их диагностику, лечение и реабилитацию, имеющие самостоятельное законченное значение и определенную стоимость.
Услуги здравоохранения – не обычный товар, потребление которого определяется соотношением платежеспособного спроса и предложения. Это то, что должно быть предоставлено человеку независимо от его социального статуса, уровня образования, доходов и так далее. Поэтому медицинская услуга выступает как специфический товар, который обладает следующими отличительными свойствами:
— неосязаемость (пациент, пришедший на прием к врачу, не может заранее знать результат посещения);
— неотделимость от источника услуги;
— непостоянство качества (аналогичную медицинскую услугу врачи разной квалификации оказывают по-разному).
Медицинские услуги в Республике Беларусь могут быть оказаны на платной и бесплатной основе. Государство обеспечивает и гарантирует каждому гражданину определенный объем безвозмездной медицинской помощи. Платные медицинские услуги оказываются сверх установленных государственных минимальных социальных стандартов в соответствии с Законом «О здравоохранении» и Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 марта 2016 г. № 259 «О некоторых вопросах государственных минимальных социальных стандартов в области здравоохранения».
Платные медицинские услуги оказываются государственными лечебно-профилактическими организациями на основании письменных договоров (за исключением тех, которые предоставляются анонимно). К ним относятся: косметологические услуги; пластическая и эстетическая хирургия, рефлексотерапевтические услуги; услуги по гомеопатии, фитотерапии, коррекции веса, разработке индивидуальных диет и прочие. Полный перечень платных медицинских услуг, оказываемых гражданам Республики Беларусь государственными учреждениями здравоохранения, содержится в постановлении Совета Министров от 10.02.2009 № 182 «Об оказании платных медицинских услуг государственными учреждениями здравоохранения».
Достоинства частной медицины
- широкий выбор медицинских учреждений;
- отсутствие очередности на медицинское обслуживание;
- прямой доступ к врачам любой специальности;
- особое внимание к конфиденциальности лечения, вежливости персонала, качеству услуг;
- отсутствие временного регламента на прием пациента (врач самостоятельно определяет, сколько ему необходимо для оказания медицинской услуги надлежащего качества).
Недостатки частной медицины
- дорогая медицинская помощь;
- отсутствие охвата малоимущего населения;
- наличие большого количества судебных разбирательств;
- ограниченность географического охвата медицинской помощью;
- недостаток внимания к помощи на дому и профилактике;
- ограниченное использование услуг среднего медицинского персонала.
Важнейшим компонентом здравоохранения является его финансово-экономическая составляющая. Необходимость рационального выбора, эффективность издержек и доходов общественного здравоохранения представляют основную проблему здравоохранения в любой стране мира. Финансовые средства, выделяемые на здравоохранение, не отражают в полной мере потребности отрасли и определяются экономическими возможностями страны.
Ни в одной стране не гарантируется бесплатность всех видов медицинской помощи гражданам. Также как и не существует в чистом виде бюджетной, страховой или частной системы финансирования. Системы финансирования здравоохранения, в большей мере, содержат элементы трех основных систем в различной пропорции и основаны на доминирующем источнике финансирования. Сочетание бюджетного и внебюджетного финансирования, создание государственных унитарных учреждений будут способствовать притоку финансовых средств в отрасль.
Функционирование всех форм здравоохранения дает потребителю возможность выбора, что ведет к установлению конкуренции, которая необходима для развития. В приоритете государственные учреждения здравоохранения, потому что важно учитывать платежеспособность населения, традиции, ментальность, ожидания населения с одной стороны и возможности поставщиков услуг с другой. В итоге выбор и разнообразие будут выгодны населению, как потребителю услуг, и положительно скажутся на состоянии его здоровья.
И государственные и негосударственные организации здравоохранения заинтересованы в оказании качественной медицинской помощи. При этом ни одна из моделей здравоохранения не является идеальной, у каждой существуют свои достоинства и недостатки. Для поддержания растущего спроса населения на качественную медицинскую помощь необходимы популяризация среди работодателей и населения добровольного медицинского страхования, привлечение дополнительных средств в ведомственную медицину. А оптимизация имеющихся источников финансирования, контроль над эффективностью использования средств, устранение дублирования расходов приведут к совершенствованию финансирования отрасли.
В подготовке материала использовалась литература:
- Закон Республики Беларусь от 18 июня 1993 г. № 2435-XII «О здравоохранении» (с изменениями и дополнениями)
- Научно-практический рецензируемый ежемеcячный журнал «Здравоохранение», №10 (октябрь), 2019/Круглый стол/Государственная и частная медицина – союзники или конкуренты?
- Ответы к государственному экзамену по общественному здоровью и здравоохранению. ВГМУ. 26.09.2019 (studfile.net>preview/9571374/page:13)
®