НТКУП «Трамвайный парк» отметил 50-летний юбилей
Вчера НТКУП «Трамвайный парк» отметил 50-летний юбилей. Корреспондент «НС» пообщался с директором предприятия Алексеем Лариным. В беседе были затронуты аспекты полувековой работы транспортной артерии города, а также перспективы ее развития.
Первостроители Новополоцка задумывали город и завод в единой, неделимой связке. Именно трамваи выполняют функцию своеобразной пуповины, связывающей жителей с промышленными территориями. Ежедневный стук железных колес, словно метроном, отсчитывает славные страницы истории предприятия.
23 мая 1974 года был дан старт трамвайному движению в Новополоцке. Из архивных источников сегодня мы знаем, что строительство осуществлял Александр Дубницкий, а первым водителем трамвая была Екатерина Гаврильчик. 50 лет для предприятия – достаточно солидный срок. Директор НТКУП «Трамвайный парк» Алексей Ларин в беседе с корреспондентом отметил, что Новополоцк в конце пятидесятых годов был молодежной комсомольской стройкой. Нефтеград возводили с чистого листа.
Архитекторы, проектировавшие его, были удостоены Государственной премии. Одна из ключевых задумок проекта – возведение трамвайной линии, которая связывала бы крупнейшие предприятия нефтехимической отрасли с городом. Планировалось, что трамвай пройдет по улице Молодежной до ОАО «Нафтан». К сожалению, этим перспективным идеям в то время не суждено было реализоваться. Из-за экономической обстановки в Советском Союзе. Но потребность именно в таком воплощении проекта сохранилась до наших дней. 19 километров пути уже явно не хватает для стремительно выросшего Новополоцка. Продление трамвайной линии внесено в инвестиционный план нашего города. Выделены средства на проектирование первой очереди строительства от завода «Измеритель» до Полимировских коттеджей.
Половину времени своего существования трамвайный парк был в составе производственного объединения «Полимир», и уже почти 20 лет является транспортным коммунальным унитарным предприятием города, учредителем которого выступает Новополоцкий горисполком. Штатная численность сотрудников – 113 человек.
– Сегодня практически полностью произошла смена поколений, но ветеранов, которые отдали работе по двадцать, тридцать лет, еще много. Все они неоднократно отмечались почетными грамотами и благодарностями Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, а также руководства области и города Новополоцка.
Трамвай для нашего города необходим, и это понимают все его жители. По итогам 2023 года у нас отмечен стабильный прирост пассажиропотока – мы перевезли 1 035 000 человек. Это 102% по сравнению с 2022 годом. За прошедшие четыре месяца такая положительная динамика сохраняется. Наша деятельность востребована – люди с удовольствием пользуются трамваем. Если бы он проходил по центру города, это однозначно снизило бы нагрузку на автопарк и внесло положительный вклад в экологическую обстановку, – сказал Алексей Геннадьевич.
Всего четыре города в Республике Беларусь могут похвастаться наличием трамвайной линии: Минск, Витебск, Новополоцк и Мозырь. Это достаточно редкий объект инфраструктуры, который может стать одним из факторов развития туристической привлекательности Нефтеграда. Но вместе с тем нужно понимать, что эксплуатация трамвая – очень затратное дело. Агрегаты и узлы стоят недешево.
– Городской исполнительный комитет заинтересован в развитии предприятия и всецело поддерживает НТКУП «Трамвайный парк». В связи с 50-летием поздравляю всех ветеранов и работников с юбилеем. Благодарю за добросовестный труд, сохранение преемственности и вклад в экономику нашего города и страны! – подытожил Алексей Ларин.
Виктор Бортников
Фото Виктора Орлова