В рамках празднования 66-летия Новополоцка в центральной библиотеке им. В.Маяковского состоялось открытие выставки «Водар Радзімы»
В экспозиции были представлены живописные работы в технике акварели, эскизы настенных росписей, а также декоративные элементы стекляных витражей, выполненные членом Союза художников СССР, Почетным гражданином города Новополоцка Виктором Лукьяновым.
Выставка стала отображением творческого пути Виктора Лукьянова. Совершенствованию техники акварельной живописи он посвятил более 50 лет жизни. На своих полотнах отображал то, что видел вокруг себя, что было дорого сердцу. Его художественные произведения восхищают изобразительной силой, разнообразием цветопередачи, хрупкостью света. Имя Виктора Михайловича занесено в Художественную энциклопедию, а его технику письма изучают в специализированных учебных заведениях. Мы по праву можем гордиться большим наследием талантливейшего новополоцкого творца.
Хорошо, когда поводом собраться и поговорить становятся живописные произведения искусства. Выставки во все времена становились дискуссионными площадками, местом встречи друзей и коллег по творчеству. Член Белорусского Союза дизайнеров Игорь Куржалов немного приоткрыл завесу тайны того далекого времени, когда наш город переживал художественный ренессанс. Виктора Лукьянова в шестидесятых годах пригласили из Витебска в Новополоцк в качестве хорошего специалиста. С тех пор он работал в мастерских художественного фонда СССР. Они находились на улице Парковой. В Нефтеграде искусству уделялось очень большое внимание. Например, невозможно было принять в эксплуатацию ни один новый жилой дом, если он не был оформлен какой-нибудь художественной композицией. Поэтому мы сегодня видим такое большое количество мозаичных панно на подъездах и фасадах многоэтажек.
– Виктор Михайлович был замечательным специалистом по декоративно-прикладному искусству. В представленной экспозиции мы видим витражи, которые он воплотил в холле городской поликлиники. Мы вместе ездили на завод «Неман», где отливались стеклянные части композиции. Также здесь представлен эскиз росписи ресторана «Пралеска». Она находилась в банкетном зале и занимала сразу четыре стены. В картине рассказывалось о реке Западная Двина, которая переходила в Даугаву. Поэтому на картине мы наблюдаем водную артерию от ее истоков до городов Витебска, Полоцка, Даугавпилса и Риги. Сегодня роспись осталась только на бумаге, а оригинальное воплощение, к сожалению, было утрачено, – рассказал Игорь Васильевич.
В день открытия выставки собрались коллеги Виктора Михайловича. Любой творческий человек видит мир немного по-иному, но всегда это видение связано с переосмыслением эстетического пространства вокруг нас. Один из старейших художников Новополоцка Станислав Фадеев поделился своим представлением об уже имеющихся малых художественных формах, вписанных в городскую среду. Он заострил внимание на памятной скульптуре Александру Пушкину.
– Проходя мимо, я всегда говорю, что великий поэт, возможно, не сел бы на эту скамейку. Необходимо дополнить визуальное решение и поставить рядом, например, старинный фонарь, а используя силуэтный рисунок скамьи, сделать разновысокий забор. Тогда композиция пространства будет более завершенной. Когда говорят, что раньше было лучше, – это не совсем так. Все зависит от человека. Он может медом питаться, но говорить, что все плохо, потому что нет черного хлеба. Сейчас больше возможностей. Нужно только себя проявлять. Надо работать, как это делал Виктор Лукьянов, всю свою жизнь отдавая без остатка родному городу, – поделился воспоминаниями Станислав Михайлович.
Виктор Бортников
фото Виктора Орлова