Новополочане готовятся встретить Великий праздник – Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. Что он означает и какова его история?
В пятницу, 27 сентября, православные верующие отметят Великий праздник – Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.
Об истории и важности этого праздника рассказали в Приходе храма в честь иконы Божией Матери «Нечаянная радость» г. Новополоцка:
– По описанию древних христианских историков, это событие представляется в таком виде. Константин Великий по чувству благоговения ко Кресту Господню, благодаря которому он одержал многие победы, и в благодарность Богу за согласие в Церкви, установленном на I Вселенском Соборе, возымел желание соорудить храм на Голгофе. Для исполнения этого желания, благочестивая мать Константина Елена отправилась в 326 году в Иерусалим, имея по внушению Божию, пламенное желание найти Крест Господень. Существовавший ранее обычай зарывать орудие казни близ места ее совершения и указание одного престарелого иудея позволили отыскать реликвию, но с ней были и два других креста. Узнать подлинный было трудно, так как дощечка с надписью: «Иисус Назарянин, царь Иудейский» лежала отдельно.
По распоряжению патриарха Макария, найденное было принесено к одру одной болящей благочестивой женщины. В присутствии царицы и множества народа на страдалицу начали возлагать кресты. Первые два не произвели никакого действия, но от прикосновения третьего к больной чудесным образов вернулось здравие. На обратном пути было получено еще одно доказательство: патриарх встретил людей, несших для погребения тело умершего. Священнослужитель возложил крест на усопшего и тот воскрес. Вскоре слава о чудесах привлекла к Голгофе великое множество народа. Однако из-за тесноты, многим не удавалось приблизиться и увидеть реликвию. Тогда патриарх встал на возвышенном месте и воздвигнул Честной Крест. Люди в радостном восторге произнесли: «Господи, помилуй!».
В год обретения Креста Господня был установлен и самый праздник. Так как Крест был обретен в преддверии Пасхи, то первоначально праздновался на второй день торжества.
С 335 года, когда 26 сентября было совершено освящение храма Воскресения Христова, праздник Воздвижения был перенесен на 27 сентября. В то время оно приходилось на субботу, а Воздвижение – на воскресенье, потому в Иерусалиме воспели: «Кресту Твоему покланяемся, Христе, и святое Воскресение Твое поем и славим».
Мы празднуем победу Божию над грехом, над злом, надо всем, что разделяет человека и мир от него…
Распятие Христово – это действие свободной Божественной любви, воли Спасителя, отдающего себя за других. Мы живем в то время, когда Спаситель, после своих мук и смерти, воскрес и вознесся на небо.
Осенять себя, люди должны помнить, что крестом исповедуют всю свою веру. Складывая три пальца вместе, мы свидетельствуем нашу веру во Святую Троицу. Сгибая остальные два пальца – напоминаем самим себе и каждому, что верим во Христа, как Бога, Человека, сошедшего на землю и отдавшего свою жизнь за нас. Крестясь, мы делаем знак, перед которым дрожат все темные силы, сразившиеся с Богом – крестом и побежденные им.
Подготовила Нелли Радько