Госпромнадзор напоминает: у грузоподъемных кранов – не безопасно
За истекший период 2024 года в Госпромнадзор поступила информация о четырех происшествиях со стреловыми самоходными грузоподъемными кранами, связанных с потерей их устойчивости и опрокидыванием.
Анализ материалов технических расследований показывает, что основной причиной стал «человеческий фактор», а именно нарушение требований промышленной безопасности к установке автомобильных кранов, производство работ с отключенными приборами безопасности, отсутствие контроля лицами, ответственными за безопасную эксплуатацию автомобильных кранов, за действиями машинистов кранов (крановщиков).
Так, 14 августа при проведении погрузочных работ произошло опрокидывание крана автомобильного КС-55727-С-12 (2022 года выпуска).
Причиной потери устойчивости с последующим повреждением металлоконструкций стрелы, стал провал грунта под передней правой опорой крана. В месте установки грузоподъемного крана в соответствии с проектом производства работ, проектом организации строительства линии подземных коммуникаций, а также иные подземные сооружения не обозначены.
Согласно материалам расследования инцидент не имеет причин, связанных с техническим состоянием грузоподъемного крана и съемных грузозахватных приспособлений, используемых при выполнении грузоподъемных операций.
20 сентября при производстве работ по реконструкции тепловых сетей произошло опрокидывание крана автомобильного КС-55713-1К-4 (2023 года выпуска).
Согласно материалам расследования при выполнении работ по подъему предварительно изолированных труб длиной 12 м потеря устойчивости произошла в результате разрушения перекрытия тепловой камеры и провала правой передней опоры крана во внутрь тепловой камеры. Повреждение металлоконструкций крана произошло в результате его падения.
Технических причин происшествия, связанных с техническим состоянием грузоподъемного крана, не выявлено.
Организационной причиной происшествия стало нарушение порядка производства работ, выразившееся в не обеспечении надлежащего контроля за выполнением машинистом крана инструкций по безопасному ведению работ (инструкций по эксплуатации), требований проекта производства работ технологических регламентов в части запрета установки крана для работы на бетонное перекрытие тепловой камеры, надежность которого не проверена.
В ходе расследования при изучении результатов расшифровки данных регистратора параметров было установлено, что машинист крана систематически нарушал требования по безопасному ведению работ, регулярно выполняя их с превышением номинальной грузоподъемности крана до 200%, предварительно отключив ограничитель грузоподъемности.
15 октября произошло опрокидывание крана автомобильного КС-55713-6К-3 (2012 год выпуска), на строительном объекте «Автомобильная дорога Р-99 Барановичи – Волковыск – Пограничный – Гродно».
При опрокидывании были повреждены металлоконструкции стрелы крана и защитное ограждение моста, которое упало на маршрутное такси, движущееся под путепроводом. Пострадавших нет.
Согласно акту, опрокидывание грузоподъемного крана не связано с его техническим состоянием. Причинами потери устойчивости стали: подъем груза массой, превышающей номинальную грузоподъемность при максимальном вылете стрелы; выполнение работ грузоподъемным краном с не выдвинутыми балками выносных опор; отсутствие контроля со стороны лица, ответственного за безопасное производство работ, за правильностью установки грузоподъемного крана.
Подготовила Екатерина Войшнарович