«Долг был, и мы его выполнили!» Новополочанин Владимир Кириленко был в числе тех, кого в первые месяцы после аварии в 1986 году направили обеспечивать порядок на пострадавших территориях
После взрыва на Чернобыльской АЭС радиоактивное облако затронуло территорию Беларуси. В зоне отселения оказались десятки деревень и сел Гомельской области. Владимир Кириленко был в числе тех, кого в первые месяцы после аварии в 1986 году направили обеспечивать порядок в Хойникский район.
Наибольший уровень радиоактивных осадков был зафиксирован в ближайшей к ЧАЭС зоне – в Брагинском, Хойникском и Наровлянском районах республики. Сегодня на этих территориях расположены 96 нежилых деревень. Они были отселены в начале мая 1986 года в срочном порядке – за три дня. Хойникский район покинуло 20 тысяч человек. Там наблюдалось значительное превышение уровня радиации. В одночасье опустело 49 населенных пунктов. Именно туда и был направлен Владимир Кириленко. В то время он работал в Новополоцком ГОВД участковым. Информация о том, что на Чернобыльской АЭС произошел взрыв реактора уже была озвучена по телеканалам, но об опасности, которую представляла радиация и о ее влиянии на человека было известно очень мало.
В конце июля Владимир Федорович прибыл в Витебское УВД, где состоялся общий сбор. Со всех райотделов приехали молодые ребята. Был сформирован сводный отряд Витебского ОВД, перед которым стояла задача охранять оставленные жителями пустые дома от мародеров. Из Витебска Владимира направили в Хойники, а оттуда в близлежащее село Стреличево, где прибывших разместили в двухэтажной школе.
– Каждое утро за нами приезжал автобус и развозил по району. При себе мы обязательно должны были иметь дозиметр, специальные таблетки и чистую питьевую воду, так как все колодцы подверглись заражению радиацией. Мы следили, чтобы никто без специальных пропусков не смог проникнуть на закрытую территорию. Патрулировали улицы, днем и ночью смотрели за домами. Люди покидали свои жилища в спешке. Разрешалось брать с собой только самое необходимое и документы. Поэтому во дворах был заметен беспорядок. В некоторых хатах двери остались открытыми.
Как раз перед нашим заездом пожарная бригада производила дезинфекцию. Сильным напором воды сбивались крыши и стены деревянных строений. Загрязнение цезием-137 носило неравномерный характер – небольшими пятнами, а вот наличие стронция-90 наблюдалось на более обширных участках, – рассказал Владимир Кириленко.
С 28 июля и до конца августа он нес службу в Гомельской области. В тот год созрело много яблок и груш. Как рассказал Владимир Федорович, небывалый урожай толстым слоем лежал под деревьями. Убирать его было некому. Головокружительный запах перебродившего яблочного сока и гниющих фруктов распространялся на всю деревню.
– Удивительно, но в одной деревне остались два жителя – старик со своей женой. Они не захотели уезжать. Когда мы совершали ночные обходы села, то видели, как у них в окне мерцал свет от керосиновой лампы. Хочу отметить, что за все время пока мы охраняли порядок, фактов мародерства выявлено не было. Возвратившись в Новополоцк, я продолжил службу участковым, а о Чернобыльской аварии скажу так – долг был, и мы его выполнили! – подытожил Владимир Федорович.
Виктор Бортников
Фото Виктора Орлова