Детский аутизм. Что в поведении ребенка должно насторожить родителей?
Детский аутизм – проблема не новая. В ряде стран были проведены исследования по выявлению его распространенности, и оказалось, что этот синдром встречается в 2–4 случаях на 10 000 детей. К сожалению, жители нашего города также сталкиваются с этим диагнозом. Более того, по итогам прошлого года количество таких пациентов в Новополоцке увеличилось. Накануне Единого дня здоровья, посвященного в Беларуси Всемирному дню распространения информации о проблеме аутизма, с вопросами по данной теме наш корреспондент обратилась к заведующей отделением реабилитации детской поликлиники УЗ «НЦГБ» Людмиле МЕДЕЙКО.
– Людмила Ивановна, в чем суть аутизма и почему важно знать об этой проблеме?
– Аутизм – общее расстройство развития с максимальным дефицитом эмоциональной сферы и средств коммуникаций. В самом названии болезни кроется ее суть: внутри себя. Человек с аутизмом никогда не направляет вовне свою энергию, речь, жесты. Аутисты живут в своем собственном мире, избегая общения. Как правило, диагноз детского аутизма ставится в возрасте 2,5–5 лет.
Именно в этот период ярче всего проявляются речевые нарушения, ограниченность в социальном общении и замкнутость. Начальные признаки аутистического поведения проявляются еще на первом году жизни ребенка и обычно не тревожат родителей: малыш практически не плачет, часами может разглядывать пятно на стене. Но когда возрастает необходимость в социализации (детский сад, школа), проблема становится очевидной. Тогда родители впервые и обращаются за консультацией к специалисту.
– Кроме перечисленных выше особенностей, что в поведении ребенка должно насторожить родителей? Как вовремя распознать аутизм?
– Первое, что должно показаться странным, – это то, что ребенок практически не просится на руки. Аутисты не так оживленно, как другие дети, реагируют на новую игрушку. Такие малыши не откликаются на свое имя, не реагируют на звуки, будто не слышат. Поэтому родители обращаются к ЛОР-врачу, чтобы проверить слух ребенка. Ребенок-аутист практически не пользуется словами «дай», «возьми». При просьбе отдать тот или иной предмет он не дает его в руки, а бросает. Большинство таких детей не переносят объятий. С игрушками они играют по-своему, сортируя их, выстраивая в ряд.
Что касается речи, то она может развиваться с задержкой или же не развиваться вообще. Дети с аутизмом неправильно используют местоимения и чаще всего называют себя во втором или третьем лице. В обществе они замыкаются и молчат, а другой раз совсем не к месту могут прочитать стихотворение или выдать слоган из рекламы. Еще одна характерная черта – нарушенное чувство самосохранения. Дети-аутисты сами себя бьют, кусают. При этом у них отсутствует опыт закрепления отрицательного. Но страшнее тот факт, что они, не задумываясь, могут выскочить на проезжую часть дороги или прыгнуть с высоты…
– Когда есть проблема, ее нужно решать, не теряя драгоценного времени. Если поведение ребенка схоже с проявлениями аутизма, куда обращаться за помощью?
– При подозрениях на элементы аутизма необходимо показать ребенка врачу – психиатру, участковому педиатру – или обратиться на комиссию раннего вмешательства, которая работает при детской поликлинике. Хочу подчеркнуть, что осознание проблемы позволяет своевременно принять необходимые меры и способствует ранней адаптации ребенка в обществе. Учреждения здравоохранения нашего города готовы оказать реабилитационную помощь детям с проблемой аутизма.
Вопросы задавала Ольга БАНЩИКОВА