Участник освобождения города Минска, новополочанин Игнатий Зинов в свои 97 лет хорошо помнит трагические события, произошедшие 83 года назад
В преддверии Дня всенародной памяти жертв Великой Отечественной войны и геноцида белорусского народа корреспондент «НС» пообщался с участником освобождения города Минска, жителем Новополоцка Игнатием Зиновым. В свои 97 лет он хорошо помнит трагические события, произошедшие 83 года назад.
Без объявления войны 22 июня 1941 года главные силы Вермахта и войска германских союзников внезапно начали наступление по всей западной границе СССР. Война не только стала величайшей трагедией народов Советского Союза, но и продемонстрировала силу духа и волю людей в борьбе за свободу и независимость Отечества. Все от мала до велика хотели бить фашистов, которые оккупировали родные села и города. Среди этих молодых людей был и герой нашей публикации.
События тех дней навсегда запечатлелись в памяти Игнатия Зинова, которому на начало войны исполнилось 14 лет. Юноша запомнил не первый день, а несколько последующих. В районном городе Бирск, в котором он проживал, стоял артиллерийский полк. Молодого человека поразило то, что на момент нападения гитлеровцев на Советский Союз у нас не оказалось достаточного количества транспорта, чтобы перебросить орудия к линии фронта. Десятки лошадей тащили тяжелые пушки.
Игнатия Зинова призвали в армию только в 1944 году из Уфы. Он сразу оказался в учебном пункте, где за полтора месяца освоил навыки стрельбы из автомата. После чего всех отправили поездом в Московский военный округ. Парню на тот момент было семнадцать лет. Там он попал в отдельную мотострелковую дивизию особого назначения имени Ф. Э. Дзержинского войск НКВД. Каждый день в условиях военного времени приходилось патрулировать Московские улицы и дворы. Конечно, ребятам очень хотелось отправиться на фронт бить фашистов. Уже все понимали, что война скоро закончится. И такая возможность вскоре предоставилась. Но для многих дорога на фронт оказалась последними днями жизни. На подъезде к Минску эшелон с новобранцами разбомбили немецкие истребители. У Игнатия Степановича в тот день погибло немало сослуживцев. Сам он получил легкую контузию и какое-то время находился на лечении. А после выздоровления сразу принял участие в исторической операции «Багратион».
В рядах частей Красной Армии он освобождал Минск. Бои шли ожесточенные. Немцы прятались в подвалах и на чердаках, так как не верили, что придется оставить Беларусь. Но к июлю столица республики была освобождена. Далее путь бойца лежал в Прибалтику, где местное население поддержало нацистский режим и оказывало сопротивление продвигающимся к Берлину советским частям.
Но после освобождения Литвы, Латвии и Эстонии полк, в котором служил Игнатий Зинов, отозвали обратно в Москву, а еще через какое-то время его самого направили в Кремль – охранять правительство Советского Союза.
– Я попал в роту охраны Боровицких ворот, через которые руководство нашей страны въезжало в Кремль. Лично видел Иосифа Сталина. Он проезжал мимо меня на работу каждый день к одиннадцати часам, а уезжал из Кремля около двух часов ночи. Сталин всегда сидел на заднем сиденье, очень уставший, обычно подперев голову рукой. День Победы был совершенно особенный. На улицы вышли все жители. Они плакали от счастья и поздравляли друг друга.
Демобилизовался я в 1950 году. На этом моя служба закончилась. Конечно, было обидно, что не удалось принять участие во взятии Берлина, но то дело, которое я выполнял в Москве, было очень важным, – рассказал Игнатий Степанович.
Виктор Бортников
Фото Виктора Орлова