Электросамокатчикам и велосипедистам нужно спешиваться – как предлагают изменить ПДД
В сентябре на общественное обсуждение был вынесен проект Указа Президента «Об изменении Указа Президента Республики Беларусь», которым предусматривается внесение изменений в Правила дорожного движения.
В проекте указа закрепляются обязанности велосипедистов и лиц, передвигающихся на средствах персональной мобильности, спешиваться при пересечении проезжей части дороги по пешеходному переходу, а также в отдельных случаях при движении по велопереезду и велосипедной дорожке.
Сейчас завершилось общественное обсуждение документа. Интерес к нему, кстати, был очень серьезный – от граждан поступило более 600 предложений. На что обращали внимание участники дорожного движения и какие из поступивших предложений найдут свое выражение в новых ПДД?
Почему нужно вносить изменения
Последние изменения в ПДД внесены относительно недавно – в 2022 году. И если самокатчики свое право не спешиваться четко уловили, то вот обязанность заблаговременно замедляться и пересекать проезжую часть со скоростью пешехода игнорировали. В итоге количество аварий с участием средств персональной мобильности (СПМ) в 2023 году выросло на 70 процентов. Это и стало причиной очередной корректировки законодательства.
Что и как будет меняться
Внесено новое определение средства персональной мобильности. Это будет транспортное средство. Основная техническая характеристика – ограничение скорости в 25 км/ч. Почему именно такая цифра, объяснил начальник отделения обеспечения правоприменительной деятельности ГУ ГАИ МВД Александр Шевченко:
– Мы опирались на международный опыт. Ограничение скорости до 25 км/ч для самокатчиков – распространенная практика во многих странах. К тому же у нас действует техрегламент Таможенного союза, который предъявляет определенные требования к безопасности колесных транспортных средств. Он не распространяет свое действие на модели со скоростью до 25 км/ч. Соответственно, все, что выше этой цифры, нуждается в госрегистрации.
Важно подчеркнуть: речь идет именно о максимальной конструктивной скорости, а не о скорости, ограниченной программой. То есть если ваш самокат способен разогнаться до 40 км/ч, то ездить на нем вы больше не сможете, даже если в настройках ограничите допустимую скорость до 25 км/ч.
Придется спешиваться, но не всегда
Поскольку средство персональной мобильности в проекте указа предусматривается как транспортное средство, соответственно, лицо, на нем передвигающееся, будет являться водителем. При этом Александр Шевченко успокоил: никаких разрешительных документов для езды на самокате получать не придется. Правовые последствия при ДТП для водителя самоката будут такие же, как для велосипедиста.
В числе планируемых ограничений еще одно: для безопасности пешеходов в пешеходных зонах запретят передвигаться на самокатах.
Велосипедистам и водителям СПМ нужно будет спешиваться при пересечении проезжей части дороги по пешеходному переходу и в отдельных случаях при движении по велопереезду и велосипедной дорожке.
Однако при разработке поправок старались соблюсти баланс и оставить некоторые бонусы для велосипедистов. Например, им разрешат не спешиваться там, где проезд регулируется отдельным светофором для них. Такой маневр будет безопасен, ведь машины и велосипеды не будут пересекаться даже при повороте направо или налево по стрелке. Аналогичная поблажка будет распространяться и на самокатчиков. Есть еще пару исключений, которые обсуждаются.