Ровесник города – журналист «Новополоцк сегодня» Павел Бурдыко
5 мая – День Печати
Рассказывать о коллеге – человеке одной с тобой профессии и крови – неимоверно трудно. Правда – род музыки. Она требует точного попадания в ноты…
С Павлом Бурдыко мы знакомы лет 35. Год вправо, год влево роли не играют. Важен событийный контекст.
Я работал редактором радиогазеты «Голос нефтегиганта» на НПЗ. Ему предложили аналогичную должность на заводе «Измеритель». Образование подходит, университетский диплом филолога, а необходимого опыта нет. Вот он и приехал ко мне посмотреть, что да как. Я показал ему дикторские папки. Поделился репортерскими секретами.
Сводил в рубку, которая находилась в цехе связи. Собственно, на том курс молодого бойца и закончился.
Признаюсь, визит Павла Владимировича меня озадачил. Объясню – почему. Журналистика отнюдь не Клондайк. Кто поклоняется мамоне, здесь не задерживается. Строка нашего неофициального гимна – «Трое суток шагать, трое суток не спать ради нескольких строчек в газете» – родилась не на пустом месте. Репортер уезжает или уходит на редакционное задание ради социально значимой новости. Или – летописной сопричастности к быстротекущей жизни, если перевести разговор в философское русло. Технической стороне дела всегда сопутствует некий внутренний порыв, а душа монетизируется в последнюю очередь.
Так вот, 35 лет назад я принимал гостя по одежке, а провожал по ментальному родству. Павел Бурдыко шел в журналистику из монтажников радиотехнических изделий, то есть из круга технарей, в котором оказался по прихоти судьбы. Это был осознанный и решительный шаг: лирики при всем уважении к физикам чувствуют себя среди них белой вороной. И Павел Владимирович, говоря высоким слогом, смыл грех невольного отступничества возвратом на гуманитарную стезю. Отказался от зарплаты в 400 рублей ради скромных 150-ти.
А в 1992 году мы с ним пересеклись фундаментально. Я работал собкором по Новополоцку в областной газете «Народнае слова». Ему городская администрация предложила редакторство в «Новой газете». Тут уместна параллель с кораблем, сошедшим со стапелей судоверфи. Какой капитан выйдет в открытое море без проверенной команды? Ее пришлось собирать с бору по сосенке. Профильное образование было не в счет. Если человек умел и хотел работать со словом, ему подавали трап трудоустройства. Наум Гальперович, Ирина Жерносек, Виктор Мудров, Александр Лейтман, Алесь Козик – таким был именослов издания в его первоначальной версии. Некоторые работали по совместительству. Меня в эту категорию Павел Владимирович пригласил как человека, хорошо знакомого с промузлом города.
Работалось легко и весело. Располагал характер главного редактора. Он полагался на творческое начало в сотрудниках. Предпочитал календарю социальный запрос читателей. Конечно, даты всеобщего поклонения упоминались на страницах газеты, но редакция не делала из них культа. Да и не могла, поскольку середина 90-х годов пришлась на тотальную ревизию прежней политической системы. Старая «линия партии» была утрачена. Новые лоции находились в разработке. Наш брат журналист в те годы импровизировал так, что джазмены могли позавидовать. Это был редкий момент истории, когда героем дня человек становился благодаря любознательности газетчиков.
Павел Владимирович не противился авторскому поиску подчиненных. И в силу мягкого характера. И по личной настроенности на либеральную волну. Кроме того, первый состав редакции объединяла молодость. Думаю, вне зависимости от карьерной устремленности и прочих центробежных сил, все, кто работал тогда под его началом, вспоминают газету образца 90-х с ностальгической ноткой в душе.
С тех пор в Западной Двине много воды утекло. «Новая газета» переименована в «Новополоцк сегодня». У нее солидный «иконостас» лауреатских грамот и наград. В кадровом калейдоскопе по преимуществу новые лица. Но диалектика воспроизводства бессильна перед верностью рыцарей профессии. Павел Бурдыко по сей день в редакции. В иных летах. В иных чинах. Однако, как и прежде, к нему тянутся коллеги. За советом. За доброй шуткой. За проникновенным тостом, чего там скрывать.
С праздником тебя, Павел Владимирович! С Днем печати!
P.S. Поставил два восклицательных знака и понял, что поскупился. Есть повод для третьего всполоха эмоций. Наш коллега – ровесник Новополоцка. Уже 60 лет сопутничеству города и одного из его преданных летописцев. Виден в нем некий знак, какая-то санкционированная небом предопределенность. Так что принимай, Павел Владимирович, и третий «восклиц». Поздравляя тебя с юбилейным ровесничеством, желаем тебе всего самого доброго, включая творческое долголетие на радость нам и верным друзьям «НС»!
Владимир ФАКЕЕВ
Фото Вячеслава Мальцева, из архива «Новополоцк сегодня»