Как пришел в спорт известный дзюдоист Дмитрий Шершань
19 мая – День работников физической культуры и спорта
Дружба – феномен борцовских залов. Казалось бы, жесткие схватки должны воспитывать убежденных эгоистов. И дело не только в личном самолюбии. От борца ждут победы не входя в сантименты, он должен удовлетворить честолюбие многих, полагаясь лишь на собственные силы. Его одиночество на ковре, подчас драматическое, из разряда философских категорий.
Словом, гипертрофированное «Я» было бы оправданным в поведении борцов. Но когда знакомишься с ними поближе, понимаешь, что ошибался. На самом деле это рыцари профессионального братства. Дружба в борцовской среде та первородная грибница, что питает землячество и взаимную поддержку во всех проявлениях жизни.
Дзюдо в Новополоцке невозможно представить без оршанской «диаспоры». Сначала прописку поменял Владимир Панкратьев, ветеран преподавательского состава ПГУ. Это он, обладатель пятого дана, заложил здесь школу популярного вида борьбы. Вслед за ним из Орши на берега Двины перебрался Артур Фандо. Соединение завозного опыта с местным энтузиазмом обернулось благородным сплавом, из которого Новополоцк стал чеканить борцовские медали.
Самое ценное, что добыто городом на татами, принадлежит Дмитрию Шершаню, герою нашего рассказа. Приятелю и соседу Александру Пашкевичу он обязан нынешней славой не меньше, чем первому тренеру Артуру Фандо. Это Сашка вернул 12-летнего Димку в борцовский зал спорткомплекса «Атлант». Вернул после невольного дезертирства.
Дело было так. Селекционеры СДЮШОР-1 набрали к сентябрю группу крепких мальчишек. На первое занятие пришло человек двадцать. Перезнакомились, стали тренироваться. Когда нагрузки и требования к «физике» возросли, оказалось, что новобранцы отделения дзюдо ошиблись дверью. Все, кроме Димки Шершаня. Тогда он впервые почувствовал прилив неотвратимого одиночества, с которым сталкиваются борцы на татами, прежде чем вступить в схватку с визави. И отказался от дзюдо. Позволил увлечь себя всеобщему бегству.
Прошло несколько месяцев. В спортзал тянуло. Но стыд за проявленную слабость переступить было непросто. Пораженческий синдром снял Сашка. По праву возрастного старшинства и доброго соседства он привел Димку на «Атлант», да так удачно, что тот попал в руки самого Фандо…
Здесь нужна развернутая оговорка. Артура Григорьевича знают, как правило, в тренерской ипостаси. Но это лишь часть портфолио. В профессиональных кругах Фандо известен своей принадлежностью к спортивному арбитражу. В 25 этот человек-эксклюзив стал судьей международной категории и три года был самым молодым жрецом Фемиды на мировом татами. В 2006 году ему присваивается олимпийская квалификация. И опять – как молодой, да ранний – он удивляет коллег по элитной когорте судейского корпуса.
Арбитраж – не только постоянные разъезды по топ-турнирам, но и участие в семинарах, доступ к новейшим тренировочным методикам, системное самообразование. Артур Григорьевич, как никто в нашем городе, если не считать самого Шершаня, знает цену его медалям. Дзюдо победно шествует по странам и континентам, входит в культурный обиход целых народов. Есть государства, где его преподают в общеобразовательных школах как обязательный предмет и базисный элемент физической подготовки. В Международную федерацию дзюдо входит около 200 национальных формирований. Источники называют умопомрачительную цифру – 28 миллионов. Столько человек идут по пути, указанному Дзигоро Кано, основателем этого вида единоборств.
Дзюдо – по философии, по арсеналу средств – близко российскому самбо. Новополоцкая школа борьбы дает воспитанникам обе специализации. Некоторые сразу нацеливаются на карьеру самбиста – скромнее ареал распространения, легче даются медали. А в дзюдо, как в глубинном бурении, человеческие недра фонтанируют таким количеством талантов, что само попадание на серьезный турнир – уже героизм. А медаль вообще пропуск в бессмертие.
Дмитрий Шершань, который никогда не изменял дзюдо, велик вдвойне. Он не только отбирался на международные соревнования, но и с завидным постоянством поднимался на пьедестал. Как это было недавно в израильском Тель-Авиве, где 29-летний спортсмен выиграл бронзу в категории до 66 килограммов.
Выиграл вопреки скептизму тренерского штаба, делавшего ставку на молодых. Травмам, которые преследуют его много лет. Жребию, с ехидством выводившему нашего борца на фаворитов сезона.
Награда чемпионата Европы вошла достойным украшением в личную коллекцию дзюдоиста. Медальный драгметалл он стал привозить в родительский дом с 2009 года, когда поднялся на третью ступень пьедестала молодежного ЧЕ в турецкой Анталье. Через пять лет во французском Монпелье вновь бронза, но уже по взрослым. На 2015 год пришелся триумф в Объединенных Арабских Эмиратах – в Абу-Даби Шершань стал обладателем золотой медали на соревнованиях серии «Большого шлема». В том же 15-м на турнире «Мастерс» в марокканском Рабате он взял серебро и поднялся в мировом рейтинге на лучшую для себя третью строку. К названным трофеям нужно добавить два серебра, завоеванных на турнирах серии Гран-при в Алма-Ате (Казахстан, 2013), Будапеште (Венгрия, 2014) и бронзу, полученную в Ташкенте (Узбекистан, 2016).
Кроме того, новополочанин выигрывал все схватки на трех этапах Кубка мира и 7 раз входил в число призеров этих престижных соревнований…
Редакция «НС» поздравляет Артура Фандо и Дмитрия Шершаня с великолепием послужных списков и желает новых достижений на поприще, которому они так фанатично и самоотверженно служат!
Владимир Факеев
Фото Дениса Лещика и из архива СДЮШОР-1