Новополоцкий брейк как бренд, и где тренируются городские команды брейкданса
Брейкданс, как направление в хореографии, зародился в 60-х годах ХХ века в США и быстро распространился по всему миру. Первое выступление в этом стиле на территории современного постсоветского пространства состоялось в Москве в 1985-м. А уже через год новополочанин Геннадий Иванько создал в молодом городе над Двиной группу уличных танцоров «Апрель». Именно с нее началась брейкерская культура в Беларуси. Азы спортивно-молодежного танца здесь постигал и новый гость нашего проекта «Особа» Александр Полякевич.
Руководитель новополоцких команд «DDCrew» (Dizharmonic Dancers Crew) и «Торидэнс», представитель второй волны новополоцкого брейка, Александр для нашего города – личность почти легендарная. В составе команды «DDCrew» он покорял республиканские и международные брейкерские площадки. Многие его ученики впоследствии превратились в отличных танцоров и сегодня преподают по всей стране. Благодаря его активной тренерской деятельности на протяжении десятилетий молодое поколение горожан постигает и сохраняет самобытные черты новополоцкого брейкданса.
Александр, что вас вдохновляет в этом направлении хореографии?
– Для любого танцора главный вдохновитель – любовь к музыке.
Расскажите, как и почему брейк стал вашим делом по жизни?
– Все началось с занятий в эстрадном коллективе «Нюанс» Дворца культуры ОАО «Нафтан». В 1993 году меня пригласили поучаствовать в подтанцовке на фестивале «Студенческая весна» в Витебске. Хореографом и постановщиком являлся участник первой команды брейкданса в Беларуси Геннадий Иванько. После фестиваля он предложил нам создать танцевальный коллектив «DDCrew», который со временем преобразовался в брейкданс команду. Помимо меня, ее первыми участниками стали Андрей Серов, Сергей Бусаров, Алексей Коваленко. Чуть позже – Игорь Ананка и Олег Фёдоров. Вначале мы танцевали верхние уличные стили и смотрели на таких артистов, как Принс, Мадонна, Майкл Джексон, Паул Абдул. Учились танцевать у ребят из группы «Апрель» и по видеокассетам, которые в то время было довольно тяжело приобрести.
Брейкерская культура – это культура батлов? Расскажите о самом запоминающемся соревновании?
– В 1997 году наша команда «DDCrew» стала лучшей в танцевальном шоу на «Студенческой весне» в Витебске. В том же году мы приняли участие в фестивале уличной культуры «EXTREME97» в Москве. В 1999м победили в первом белорусском неофициальном батле брейкеров в Минске. Волнующих выступлений было много. Но, пожалуй, самое запоминающееся – в Риге в 2003 году. В Прибалтику поехали небольшим составом в количестве четырех человек, но при этом у нас было насыщенное восьмиминутное шоу, с которым мы попали в финальную часть и заняли почетное 4е место.
Что подвигло вас преподавать танцы?
– Я просто хотел передать свой танцевальный опыт и стиль подрастающему поколению. Основной состав «DDCrew» претерпевал постоянные изменения. Ребята уезжали, создавали семьи, просто уходили из коллектива. Брейкерское движение в его белорусском городеоснователе могло попросту исчезнуть… Свою первую команду я создал при ДКН в начале 2000х. Название оставил прежним – «DDCrew».
В дальнейшем к нам присоединились ребята из Полоцкого госуниверситета. Нас стало немного больше. Начали ездить по студенческим, а затем и международным фестивалям, часто выступали на празднике города Новополоцка и других культурномассовых мероприятиях.
Сейчас подрастает уже пятое поколение новополоцких брейкеров. Я преподаю в танцевальном центре «Виктория» и руковожу коллективом «Ториденс» в ПГУ. В школе брейкданса «DDCrew» занимаются девчонки и мальчишки от 5 лет и старше. Занятия проходят по вторникам и четвергам с 18.00, а по воскресеньям с 15.00.
Есть ли у вас ученики, которыми вы гордитесь?
– Есть несколько человек, которые поддерживают и развивают хипхоп культуру в нашем городе и за его пределами. Яркий представитель четвертой волны брейкданса Александр Назаров, автор и исполнитель собственных рэптреков МС Варзан. Владимир Маркевич переехал в Москву, но до сих пор танцует и участвует в различных концертах. Долгое время брейкданс в Новополоцке преподавал Кирилл Гладченко, который сегодня тренирует ребят в Минске.
Когда вы смотрите на танцоров, на что в первую очередь обращаете внимание?
– Первое впечатление производит чувство музыки и ритма танцоров. Для меня брейкданс – это, прежде всего, танец и стиль, а потом уже техника и спорт.
Для сторонних наблюдателей брейк кажется очень травмоопасным. Развейте или подтвердите этот миф. Существуют ли секреты, как обезопасить себя?
– При занятиях с квалифицированным педагогом брейкданс не опасен для здоровья. Он ничем не отличается от других видов спорта. Обезопасить себя можно при помощи хорошей разминки, внимательности, концентрации и дисциплины.
Что, на ваш взгляд, привлекает больше всего в брейкдансе молодежь?
– Брейкданс – это уличный вид танца, в котором присутствует соревновательный момент. Это конкурс, битва, что неизменно влечет молодых и амбициозных ребят. Также это возможность стильно выглядеть и всегда быть в тренде уличной культуры. В школе я занимался водным поло и карате. Потом увлекся качалкой. Когда начал развиваться в брейке, понял, что этот танец симбиоз спортивной гимнастики и хореографии, что само собой поддерживает тебя в отличной спортивной форме.
В минувшем году брейкданс стал олимпийским видом спорта. Может, когда-нибудь мы увидим наших брейкеров на мировой арене… О чем вы мечтаете в творческом плане?
– Олимпийские подмостки – это, конечно, круто. Но пока я мечтаю о собственном танцевальном зале и об организации ежегодного фестиваля брейкданса в Новополоцке памяти Геннадия Иванько.
Беседовала Нелли РАДЬКО