«Особенным» детям – равные возможности
Первого ноября завершится реализация проекта «Новополоцк – от инклюзивной школы к инклюзивному городу» при финансовой поддержке Европейского союза. За оставшиеся месяцы необходимо выполнить масштабные работы на двух объектах. Также запланированы тематические встречи заинтересованных сторон, будут представлены результаты исследований партнеров проекта и разработанный ими План инклюзивной мобильности. Подробности раскрывает координатор инициативы – заместитель председателя горисполкома Андрей Одиночкин.
– Андрей Владимирович, прежде чем мы обсудим ближайшие планы, поделитесь впечатлениями от недавней командировки в Эстонию и Финляндию. Свое мнение уже высказали отдельные ее участники (в номере «НС» от 19.04.19 – Прим.ред.). Интересно, что запомнилось вам?
– Наша делегация ехала изучить инклюзивные подходы, которые используются финскими и эстонскими специалистами, познакомиться с опытом работы с «особенными» детьми. Находясь в Эстонии и посещая учреждения образования и социального обслуживания, общественные организации, мы отметили схожесть их системы образования с нашей. В Финляндии процесс построен иначе. Идет упор на практико-ориентированность и персонализацию. Департамент по образованию предлагает учителю программу как основной документ в работе, но при этом у педагога есть право корректировать ее с учетом индивидуальных особенностей каждого ученика, в том числе с повышенными потребностями. Девиз финских школ – все для ребенка и во имя ребенка. С интересом мы познакомились с информационной системой HOKS, куда ежедневно учителя вносят данные по воспитанникам с рекомендациями. Сведения доступны как другим педагогам, так и родителям. И здесь особенно чувствуется разница подходов. Если в нашей стране учебный процесс выстраивается на основе заключений медиков, то в Финляндии образование задает тон. Педагоги, ориентируясь на возможности ученика, создают индивидуальный план его развития. Медицина идет параллельно.
Вообще финская система образования считается одной из лучших в мире. Вопросами инклюзии в Финляндии занимаются более 25 лет. И работа с детьми с повышенными потребностями уже давно вышла за пределы школ. Так, мы посещали музыкальный центр Resonaari, который поразил всех. «Особенные» ребята, начиная с элементарного подражания педагогу музыки и при помощи уникальной системы обозначения клавиш инструмента цветами, постепенно становятся частью полноценного вокально-инструментального ансамбля. Четыре года назад воспитанники центра в составе группы представляли Финляндию на конкурсе «Евровидение». Это говорит о высоком уровне преподавания. Мы предварительно договорились о проведении скайп-конференции с участием финских педагогов и наших специалистов из музшколы, Дворца детей и молодежи, территориального центра. В режиме реального времени у наших преподавателей музыки будет возможность изучить финские методики.
Проект «Новополоцк – от инклюзивной школы к инклюзивному городу» реализуется Новополоцким горисполкомом при финансовой поддержке Европейского союза и с участием Белорусского союза транспортников, Белорусского общества инвалидов с 1 ноября 2016 года. Рассчитан на три года и призван создать условия, необходимые для активного включения детей и молодежи с ограниченными возможностями в образовательный процесс и в целом в жизнь города, раскрытия их творческих способностей. Глобально проект ставит целью сформировать в обществе толерантное отношение к «особенным» людям.
– Вернемся к объектам нашего проекта. Что планируется построить?
– Мы на пороге двух масштабных строек. Один из объектов – спортивная инклюзивная площадка возле средней школы №8. На сегодняшний день разработан проект, пройдена экспертиза. К строительномонтажным работам планируем приступить в начале мая и уже к середине июля сдать объект. Нужно понимать, площадкой смогут пользоваться не только ученики СШ №8, но и других школ города. К тому же она будет универсальной – и в плане доступности для детей разных возможностей, и с точки зрения адаптивности под виды спорта – гандбол, теннис, мини-футбол, волейбол, баскетбол и другие. Установим трибуны, максимально снабдим оборудованием. А если учесть, что в рамках проекта для СШ №8 приобретены инвалидные кресла спортивного типа, то участвовать в соревнованиях смогут и школьники с повышенными потребностями.
Второй объект – оздоровительный лагерь «Изумрудный», расположенный в Глубокском районе и находящийся в ведении ДДМ. Уже подходим к этапу проектирования. Что планируем сделать? Реконструировать один из корпусов – так, чтобы в нем на первом этаже смогли проживать «особенные» ребята. Кроме того, будут созданы элементы безбарьерной среды на территории лагеря для комфортного передвижения детей.
До ноября важно решить еще один вопрос. Доработать и представить План инклюзивной мобильности для Новополоцка. Над этим мы также сегодня работаем вместе с партнерами – Белорусским союзом транспортников. Отдельные пункты Плана удалось обсудить на недавней встрече, которая состоялась 25 апреля. В нем будут рекомендации для властей по адаптации городского пространства, объектов под нужды людей с ограниченными возможностями. Это так называемая концепция универсального дизайна города. К слову, идеи, озвученные в документе, перекликаются с теми, что прописаны в Плане устойчивой мобильности, который разработан для Новополоцка в рамках проекта «Зеленые города».
– Не получится ли так, что с окончанием проекта завершится и реализация инклюзивных инициатив в Новополоцке?
– Проект считается успешным, когда он имеет определенную устойчивость. Сегодня наша инклюзивная кампания прирастает новыми единомышленники, инициативами от различных категорий граждан, которые мы по мере возможности реализуем. Проект уже живет своей жизнью.
Сделано и делается много. Самое ценное, что останется, – толерантное отношение к «особенным» гражданам. Именно благодаря проекту нам удалось в какой-то мере изменить сознание новополочан, их взгляд на проблему инвалидности. Еще раз приведу в пример финнов. Для них это не особая категория, а такие же люди, как и все остальные. И я в командировке не увидел ни одного взгляда жалости или чтобы кто-то подбежал и начал помогать человеку с ограниченными возможностями. Общение ведется на равных. В этом и заключается суть инклюзии, в этом и есть залог успешного внедрения инклюзивных подходов в общество.
Анна ОБОДОВА