Инклюзия в Новополоцке. Как проверить доступность здания школы?
Как оценить доступность здания учреждения образования и прилегающей к нему территории, не обладая при этом специальными знаниями, рассказали участникам семинара в рамках проекта «Новополоцк – от инклюзивной школы к инклюзивному городу», реализуемого при финансовой поддержке Европейского союза. С методикой мониторинга познакомились представители городской администрации и педагогическое сообщество города. Полученную информацию они смогли применить в практической части семинара.
В июле 2017 года эксперты проекта провели обследование восьмой школы, которая с 2014-го стала одной из 8 республиканских экспериментальных площадок по апробации модели инклюзивного образования и на время инклюзивной кампании выступила платформой по внедрению запланированных инициатив. Изучению подверглись как само здание, так и прилегающая территория. По каждому элементу безбарьерной среды были даны рекомендации – что необходимо сделать для улучшения доступности объекта образования. «Мы понимаем, что у восьмой школы нет такого ресурса, чтобы за один год все переделать, – подчеркнул заместитель председателя ЦП Белорусского общества инвалидов Сергей Дроздовский. – Перед нами стояла задача представить образ того, каким должно быть учреждение образования, чтобы в нем могли учиться дети с разными возможностями, к чему стоит стремиться. В основном рекомендации носят долгосрочный характер. Но при этом мы выявили критические моменты, которые необходимо скорректировать сегодня».
Результаты мониторинга в том числе легли в основу теоретической части семинара. Его организаторы постарались в доступной и понятной форме представить инструментарий для проведения самостоятельной оценки объектов образования и подготовки на ее основе техзадания. Адресатами выступили власти города и администрации детских садов и школ – те, кто на своем уровне отвечает за безбарьерную образовательную среду и кому предстоит принимать решения.
Сначала теория
Каждый участник получил анкету, разработанную экспертами проекта при участии специалистов Института инклюзивного образования на основе требований белорусского законодательства к среде обитания, адаптированной под нужды людей с разными возможностями, и с учетом опыта применения инклюзии в школах. В опроснике – три раздела. Отдельно указаны критерии, которым должны соответствовать вход в здание, пространство внутри школы и прилегающая территория. Разобраться сможет любой человек, не имеющий специальной подготовки и знаний в сфере архитектуры и градостроительства. В целом оценка учреждения производится более чем по 150 пунктам и позволяет дать первичное понимание того, как обстоят дела с безбарьерностью и, что немаловажно, сэкономить деньги школы на приглашение сторонних экспертов.
Затем практика
Во второй части семинара, вооружившись измерительной рулеткой, педагоги отправились в среднюю школу №11 отрабатывать полученные знания на практике. За ходом и правильностью мониторинга следила заведующая кафедрой «Архитектура жилых и общественных зданий» БНТУ, эксперт в области доступности объектов и безбарьерной среды Наталья Лазовская.
Учителя с интересом замеряли ширину ступеней лестницы крыльца, по разработанной шкале оценивали помещения школы на предмет того, обеспечивается ли техническая возможность свободного передвижения для человека – независимо от его мобильности. «В последующем мы надеемся, что участники семинара организуют подобные действия на своих объектах. И Новополоцк получит качественную картину того, что необходимо предпринять, чтобы система образования города была инклюзивной», – отметил Сергей Дроздовский.
Ситуация в Новополоцке
Говоря об изменениях не только в СШ №8, но и в городе с момента реализации инклюзивного проекта, Сергей Дроздовский подчеркнул, что у Новополоцка ответственное отношение к инновациям. Город признает определенные проблемы в части создания безбарьерной среды, готов меняться и конструктивно встречает любые предложения по модернизации городского пространства. Это очень важно. Также в Новополоцке сконцентрировались активные общественные силы, которые хотят выступать партнерами исполкома. Без взаимодействия властей и общества прогресс невозможен, сделал акцент Сергей Евгеньевич. Кроме того, Новополоцк обладает хорошим потенциалом в виде восьмой школы, где собран богатый опыт в сфере инклюзивного образования. Отсюда можно черпать позитивные практики и распространять их. «Самую главную оценку можно сделать, выйдя вечером на улицу. Когда гуляешь по городу и встречаешь людей с видимыми формами инвалидности, это показатель того, что Новополоцк чуть больше открывается для таких граждан», – прокомментировал Сергей Дроздовский.
Реализация проекта «Новополоцк – от инклюзивной школы к инклюзивному городу» завершится в ноябре. К этому моменту его партнеры – Белорусское общество инвалидов, которое выступило организатором прошедшего семинара, и Белорусский союз транспортников планируют подготовить документ, где будут прописаны рекомендации по закреплению полученного в течение трех лет положительного опыта. Новополоцку важно сохранить его и приумножить, в будущем прийти к тому, что инклюзивность станет общей культурой.
Анна ОБОДОВА, фото автора
Проект финансируется Европейским союзом.
Данная публикация подготовлена при поддержке Европейского союза. Содержание данной публикации является предметом ответственности Новополоцкого исполнительного комитета и не отражает точку зрения Европейского союза.