Грани творчества новополоцкого художника Виктора Лукьянова
Знаменитый новополоцкий художник, акварелист, член Белорусского союза художников, создатель облика Новополоцка, Почетный гражданин нашего города, Виктор Лукьянов недавно отметил свое 80-летие.
На заре становления Нефтеграда Виктор Михайлович был его главным художником. На счету мастера десятки монументальных работ в интерьерах и экстерьерах общественных зданий. Творческое наследие художника столь велико, что, гуляя по улицам города, мы то и дело встречаем работы ваятеля городского декора. Акварельные работы Виктора Лукьянова хранятся в художественных музеях, галереях и частных коллекциях Беларуси, России, Польши, Японии, США, Италии, Германии, Швеции, Израиля. В большой юбилей мастера корреспондент «НС» пообщалась с людьми, чей профессиональный путь неразрывно связан с деятельностью выдающегося новополоцкого художника.
Макс Шлеймович, главный архитектор Новополоцка в 1970-80х годах, лауреат Государственной премии БССР, Почетный гражданин Новополоцка, доцент кафедры архитектуры Полоцкого госуниверситета:
– Когда я приехал в Новополоцк — это было в 1969 году — Виктор Лукьянов уже здесь работал. Бесконечно талантливый, преданный своему делу, он буквально рисовал город. Поначалу я занимал должность старшего архитектора архитектурно-конструкторской мастерской Витебского филиала проектного института «Белгоспроект», вскоре стал главным архитектором города. Мы работали в тесной связке с художниками. Благодаря такому взаимодействию типовой проект строительства города превращался в уникальный. Одним из первых наших совместных дел с Виктором Лукьяновым стал комплекс «Первая палатка». Полукруг с мемориальными досками мы придумали сразу, а вот сам памятник появился позже. Изначально это должен был быть куб бетона, стоящий на ребре в центре полукруга. Однако с этим возникли трудности. Современную стелу со стилизованной палаткой создавал уже другой архитектор — Аркадий Коротков. Вместе с Виктором Михайловичем нам довелось работать и над оформлением интерьеров ресторана «Пралеска» (ныне торговый центр).
В семидесятые годы Лукьянову удалось завершить ряд крупных разработок: росписи в вестибюле политехнического института (ныне ПГУ), на торцевой стене здания станции скорой помощи, витраж из цветного крупнокускового стекла в интерьере поликлиники №1. К слову, изготавливали это стекло на заводе «Неман» под чутким руководством самого Виктора Михайловича. Создал знаменитое панно в кинотеатре «Минск» и многое другое. Большой интерес в городе вызвала его декоративная композиция из металла на здании детской музыкальной школы. Он не боялся браться за абсолютно разные по масштабу и способу воплощения проекты. За это его всегда уважали и высоко ценили. Кстати, звание «Почетный гражданин города Новополоцка» Виктор Лукьянов получил одним из первых.
Вера Шушко, научный сотрудник музея истории и культуры г.Новополоцка
– Имя Виктора Лукьянова в Новополоцке гремело всегда. С его творчеством впервые познакомилась более 40 лет назад. Пообщаться лично удалось гораздо позже — когда я взялась за организацию выставки его картин. Поначалу даже немного пасовала — не знала, как подступиться к прославленному гению… Однако Виктор Михайлович оказался человеком простым, интеллигентным, чутким, с богатым внутренним миром и тонкой душевной организацией. Как и все великие художники, по-своему своеобразным и очень трудолюбивым. В молодой город нефтехимии он приехал, когда почти ничего, кроме бараков да нескольких зданий посреди леса, не было. Зато сил и жизнелюбия 28-летнему выпускнику-«краснодипломнику» Витебского государственного педагогического института им.С.М.Кирова (ныне ВГУ им.П.М.Машерова) было не занимать. При его непосредственном участии к 10-летию города открылся первый зал музея трудовой славы в одном из бараков по улице 1-я Линия, а к 15-летию — сдан весь объект. Виктор Лукьянов стал автором концепции музея: сам рисовал эскизы и контролировал работу. Долгое время на общественных началах выполнял обязанности главного художника города.
В свои работы он вкладывался по полной, брался за самые дерзкие проекты. При этом никогда не забывал о своей главной страсти — акварели. Совершенствованию в этой технике посвятил более полувека творчества. Он пишет то, что дорого его сердцу: тихую реку, зимний лес, свечение берез и цветущие сады, церковь, озаренную золотом листвы, молодые яблони, связку рыбы в серебристой луске, желтые одуванчики в вазе… Его полотна восхищают изобразительной силой, разнообразием цветопередачи и хрупкостью света, написанного красками. Его произведения греют теплом подлинного искусства не только новополочан, но и жителей ближнего и дальнего зарубежья. Имя Виктора Лукьянова занесено в энциклопедии художеств, а его технику письма изучают в учебных учреждениях. Мы по праву можем гордиться наследием этого великого новополоцкого художника.
Нелли РАДЬКО
Вам будет интересно почитать:
«Чистые» акварели новополоцкого художника Евгения Пономаренко