Жизнь новополочан на два берега
Прошло повторное обсуждение инфраструктурного проекта «Возведение обхода Полоцка», заказчиком которого выступает РУП «Витебскавтодор». Помимо прокладки магистрали в черте Новополоцка, он предполагает строительство моста через реку Западная Двина. В дискуссии участвовали представители городской администрации, депутатского корпуса, проектировщики, активисты микрорайона, в котором планируется развернуть строительство.
По мосту консенсус был ожидаем. Город прекрасно помнит, каким шоком для него обернулся капитальный ремонт Калининского моста 20-летней давности. Отрезанному от правобережья Новополоцку пришлось общаться с Большой землей, включая в любую поездку 30-километровой крюк через Полоцк. Жизнь показала, что агломерация, лишенная резервных переправ, остается заложницей несовершенной транспортной схемы до тех пор, пока таковые не будут построены. А то, что Новополоцк и Полоцк вкупе с тяготеющими к ним очагами хозяйственной деятельности, любительского земледелия и загородного отдыха – типичная агломерация, ни для кого не секрет.
Расхождения в оценках предмета дискуссии начинались, когда речь заходила о трассировке магистрали. Противники предлагаемой дислокации указывали на то, что дорога будет проходить по густонаселенному микрорайону в непосредственной близости от жилья с включением в транспортный поток существенной доли транзита.
Представители государственного предприятия «Белгипродор» в лице главного инженера проекта Валентина Иванова и начальника отдела технико-экономических и экологических обоснований Игоря Франскевича пункт за пунктом разбивали аргументацию оппонентов. По их словам, дислокация трассы – оптимальный вариант, выбранный из трех рабочих версий после анализа большого массива базовых данных. Наряду с интересами государственной логистики учитывалось многое другое. Сложившиеся хозяйственные связи в пределах агломерации. Потребность в перераспределении транспортных потоков. Перспективы освоения правобережья Западной Двины. Дефицит площадей под строительство жилья на левом берегу. Гигиенические нормативы. Встречное движение Полоцка и Новополоцка. Челночные пассажирские перевозки, обусловленные интенсивным обменом городов-соседей в сфере занятости. Увязка проекта с развитием трамвайной сети, которое предусмотрено генеральным планом Новополоцка.
По поводу двух главных опасений горожан – экологии и транзита – проектировщики заявили следующее. Ширина будущей трассы составит 29 метров. Между нею и ближайшими домами будет санитарный разрыв в 60 метров. Эти параметры соответствуют всем нормам дорожного строительства, включая эффект рассеивания вредных выбросов. Удельный вес транзитных транспортных средств в общем потоке не будет превышать 30 процентов.
После собрания мы пообщались с некоторыми представителями городской администрации и других заинтересованных сторон. Заместитель председателя Новополоцкого горисполкома Альберт Шакель обратил внимание СМИ на демографический срез проблемы.
Важнейшим условием качества жизни является квартирный вопрос. В Новополоцке он осложняет быт 5 тысяч горожан. Столько человек, желающих обзавестись собственным жильем или улучшить условия, взяты на учет. А резервные территории под застройку практически исчерпаны. Ситуацию может исправить только форсированный перенос строительства на правый берег реки.
Директор АТП-6 Иван Ращинский вспомнил, каким ошеломляющим ударом по корпоративной экономике стал капитальный ремонт Калининского моста в 1999-2000 годах. И без того дотационные пассажирские перевозки с учетом 30-километрового объезда через Полоцк в буквальном смысле разоряли предприятие. В 2018 году мост еще раз напомнил о себе. Конструкцию пришлось усиливать дополнительной опорой. Но даже после починки переправа работает в режиме серьезных ограничений. Надолго ли ее хватит? Для транспортников города вопрос отнюдь не риторический. Как и для многих тысяч горожан, в силу разных причин живущих на два берега.
А теперь небольшой исторический экскурс. В качестве собкора областной газеты мне пришлось информационно сопровождать ремонтно-восстановительную эпопею, о которой вспомнил директор АТП-6. Она длилась 14 месяцев и держала в напряжении весь город. Конец мукам – другого слова не подберу – наступил 1 октября 2000 года.
Я хорошо его запомнил. Раннее солнечное утро. Высокое, хрустальной чистоты небо. Людская река течет по Молодежной, чтобы свернуть на улицу Калинина, ведущую к Западной Двине. В глазах горожан незамутненная радость и всепрощение в ожидании настоящего, воистину народного праздника, в который превратилось торжественное открытие реконструированного моста.
Да, любая переправа – это всегда апофеоз созидания, прорыв к новым возможностям, победное движение вперед. Если мы действительно желаем родному городу всяческого процветания, то должны двумя руками голосовать за предложенный проект и строительство нового моста. Будущее Новополоцка связано с освоением правобережья Западной Двины.
Владимир ФАКЕЕВ
Фото Дениса Лещика
Читайте также: